Доктор политических наук Андрей Казанцев в издании «Forbes» пишет:
«Результатом встречи китайского лидера Си Цзиньпина с пятью президентами стран Центральной Азии стала подписанная 19 мая Сианьская декларация, в которой было объявлено об учреждении нового формата сотрудничества — «Китай — Центральная Азия». На саммите обсуждались конкретные экономические вопросы, например, выделение Пекином $3,8 млрд в качестве финансовой помощи региону. Однако очевидно, что результаты встречи в Сиане важны в первую очередь с точки зрения долгосрочных политических последствий.
<…>
Что же говорит Сианьская декларация о специфике китайского подхода к сотрудничеству с центральноазиатскими странами?
В пункте 2 документа мы читаем, «что в рамках текущего саммита официально создается механизм встреч глав государств Центральной Азии и Китая. Саммит будет проводиться раз в два года поочередно в Китае с одной стороны и в одном из государств Центральной Азии в алфавитном порядке с другой стороны». Следующий саммит пройдет в Казахстане.
Практически все лидеры стран Центральной Азии сталкиваются сейчас с серьезными вызовами своей власти. Сохраняется угроза со стороны исламского радикализма. Нестабильность в Афганистане усиливает эти риски, так же как и проблему наркоторговли. Конфликт на Украине привел к санкционному давлению на страны региона как на торговых партнеров России, которых на Западе подозревают в участии в обходе санкций.
К тому же центральноазиатские режимы отчасти остаются авторитарными — даже те из них, что добились больших успехов в проведении политических и экономических реформ, как Казахстан или Узбекистан, или отличаются высоким уровнем политической конкуренции — как Кыргызстан.
<…>
Китай готов предоставить свою помощь лидерам стран региона во всех этих вопросах — но не только.
<…>
Ключевой элемент влияния Китая в Центральной Азии — экономический, и здесь явно ощущается преемственность с предыдущим этапом развития отношений. В этом контексте важен пункт 5 о развитии сотрудничества в рамках инициативы «Один пояс и один путь» и его сопряжение «с национальными стратегиями развития государств Центральной Азии <…>».
<…>
Сотрудничество стран Центральной Азии с инициативой «Один пояс и один путь» важно в силу их географического положения на путях из Китая в Европу, на Ближний Восток и в Южную Азию. Здесь стоит обратить внимание на седьмой пункт Сианьской декларации — об увеличении количества авиарейсов, возможном упрощении деловых поездок, совершенствовании логистической сети в регионе и развитии транспортного коридора «Китай — Центральная Азия».
Можно сказать, что китайская дипломатия добилась серьезного успеха. Во-первых, новый формат включает в себя встречи на высшем уровне, что для персоналистских режимов чрезвычайно важно. Во-вторых, Сианьская декларация наполнена реальным экономическим содержанием. В-третьих, к экономическому доминированию Китая в регионе теперь будет постепенно прибавляться влияние в сфере безопасности. Страны Центральной Азии все больше будут ориентироваться на защиту Китая от любых возможных внешних угроз.
России же, видимо, пора понять, что внешняя политика центральноазиатских стран адаптировалась к новым международным реалиям и перешла на новый уровень».