Участник нашего проекта «После», писатель телеведущий, литературовед Александр Архангельский на youtube-канале «Ищем Выход» говорит:
«Опасен ли сам по себе учебник Мединского? Не опаснее, чем жизнь, внутри которой такой учебник производится. Мне кажется, что просто телега должна быть не впереди лошади, а все-таки сзади. Это телега, а не лошадь. Лошадь сидит в Кремле и сама собой погоняет. А учебник — это всего лишь один из элементов этой конструкции.
Второе. Ни один из ответов, да или нет, не будет правдив, потому что если мы скажем: «Да, этот учебник вреден, он влезает в мозг как червяк и у следующего поколения образует какой-то кокон такой опасный», — ну да, можно и так сказать. Можно ли сказать, что учебники такого рода не работают сами по себе, а работает жизнь, окружающая эти учебники? Да, можно и так сказать. <…>
Внедрится ли сегодняшняя идеология в сознание учеников, зависит от учителя. <…>. Кто-то написал, что это не учебник вовсе, даже пропагандистски — это просто партийный доклад перед активом «Единой России». Но даже такой учебник можно обыграть. <…>.
Каким образом? Например, сами методисты, делавшие оболочку для этого учебника, оставили я бы не сказал лазейку, а целый лаз огромный для свободного учителя. Например, там даются рекомендации, что посмотреть, что почитать. Даже в некоторых случаях есть qr-коды, когда можно перейти на кино. И подборка этих текстов, этих фильмов, этих радиопередач и так далее, мемуаров — она очень хорошая. Методисты свою работу выполнили честно. Глядя эти сопровождающие фильмы, тяжело будет перейти на единоличную позицию Мединского, потому что жизнь историческая, повторю, противоречит жизни учебника истории.
И поэтому учитель вполне в состоянии поставить вопрос: «Дорогие дети, посмотрите фильм «Холодное лето 53-го года» или посмотрите фильм «Председатель». Прочитайте, что написано в учебнике, который превращен в одно из множества высказываний. Совпадает ли эта картина, которую рисует вам автор учебника, с той картиной, которую рисуют современники и потомки в искусстве, в мемуарах, в исторических преданиях?»
Я сейчас не выхожу даже за пределы того, что есть в методическом сопровождении. Можно еще и другие примеры подобрать. В принципе, начинается работа мысли, и учебник этот дубиноголовой превращается в один из множества мозаичных элементов познания. Это вопрос, как выкрутиться».