Бывший заместитель генсека НАТО и американский дипломат Роуз Гетемюллер пишет в The Economist о том, как будет применяться политика сдерживания в отношении России на данном этапе конфликта:
«По мере продолжения конфликта сдерживание (deterrence) принимает более детальный и сложный характер, который требует пристального рассмотрения. Например, попытки продолжить экспорт зерна из черноморских портов несмотря на выход России из зерновой сделки. Когда Кремль отказался от дальнейшего участия в зерновой инициативе в июле, он объявил блокаду украинских портов на Чёрном море, угрожал коммерческим судам открыть по ним огонь и начал атаковать портовую инфраструктуру, где располагаются зернохранилища.
Украина в ответ обратилась к союзникам НАТО с просьбой о поддержке усилий по экспорту зерна и использованию речных портов на Дунае. Несмотря на то, что эти порты не обладает вместительностью черноморских, таких, как, например, Одесса, у них есть свои преимущества. Одно из них - близость к Босфору, которая сокращает время, необходимое для выхода кораблей из акватории Чёрного моря.
<...> Как долго сможет продержаться данный формат политики сдерживания? В конце концов, у него есть свои пределы: НАТО не предоставляет сопровождение для судов, а Россия и Украина наносят удары друг по другу, и частота их меняется день ото дня. После того, как Москва нанесла удар по черноморской портовой инфраструктуре Украины, Киев ответил ударами по российским портам и кораблям. Украина атаковала порт Новороссийск 4 августа, нанеся серьёзный урон военному кораблю. Она также начала охотиться на за гражданскими судами, атаковав танкер недалеко от Керченского моста, связывающего Россию с Крымом.
<...> По мере развития динамики конфликта, которая может принять форму спиральной эскалации, НАТО должна приложить все усилия, чтобы придерживаться политики “сдерживания по принципу близости”, продолжая воздушное патрулирование черноморских путей недалеко от границ стран НАТО. Альянс должен постоянно напоминать, что он готов защищать каждый дюйм своей территории, включая территорию Румынии на Дунае, которая является транзитным маршрутом между украинскими портами. Более того, НАТО должна сделать акцент на том, что она готова терпеть удары Украины по российским целям только в тех случаях, если оборудование и оружие Альянса не используется при проведении подобных операций».