Журналист Иван Козлов поговорил с современными Z-художниками о том, может ли современное искусство быть ультрапатриотичным:
«В феврале 2023 года в петербургском "ЧВК Вагнер Центре" прошла выставка художника Алексея Чижова под названием "Новый порядок": масштабные живописные полотна Чижова, изображающие иностранных наемников в полях опиумного мака, призваны были рассказать зрителю о "темной стороне американской гегемонии". <…>
"С момента начала СВО я как художник и гражданин полностью солидаризируюсь с работой бойцов ЧВК "Вагнер" и поддерживаю их военную миссию по защите и освобождению русских людей на Донбассе. Это большое моральное удовлетворение: на моем маленьком участке художественного сопротивления стало возможным провести такую специальную арт-операцию". <…>
По его мнению, современное искусство развивалось как часть процессов глобализации, проводимых под прицелом "американской военной машины", а российские художники пытались встроиться в эту систему, чтобы сделать карьеру.
"Было бы странно, если бы они при этом не были западно ориентированы, — заключает художник. — Теперь же разрушение этой системы выбило экономическое и моральное основание у них из-под ног. Причину такой личной катастрофы они, обиженные, видят в СВО, в Путине. <…> Их даже в чем-то можно понять. Ведь их растили под эту систему в школах современного искусства, этаких идеологических теплицах. Теперь эти теплицы разбились, а их обитатели выкинуты в холодную реальность, где пытаются согреться, изображая что-то протестное". <…>
Алексей Беляев-Гинтовт — пожалуй, самый известный и востребованный ультрапатриотический художник современной России. За плечами Беляева-Гинтовта участие более чем в сотне выставок и в парижской стипендиальной программе, его работы хранятся во многих музейных и частных коллекциях на родине и за рубежом. <…>
Художник сожалеет о том, что власть так и не приняла решения о тотальной мобилизации, а наоборот, постаралась сделать так, чтобы жизнь "того, что должно стать тылом" после 24 февраля 2022 года совершенно никак не поменялась. <…>
Искусство, по идее, тоже должно тотально военизироваться, но в последние десятилетия "хозяева дискурса" предпринимали все усилия, чтобы ничего подобного не произошло, говорит Беляев-Гинтовт: противник работал на опережение, и все альтернативные направления мысли в контемпорари-арте "безжалостно пресекались". <…>
"Ясно, что войны не станет меньше, — рассуждает на ту же тему Беляев-Гинтовт. — И столько же, сколько есть сейчас, ее тоже не будет. Ее будет только больше, а значит, обнаружение наше неотменимо, как восход солнца, как наша победа. Уверен, — чеканно завершает он свою речь, — враг будет разбит, победа будет за нами!"»