Автор подкаста «Это Базис» Александр Замятин пишет, почему нельзя ответить на вопрос «что делать?»:
«"О чём невозможно говорить, о том следует молчать". Так писал Витгенштейн о границах использования языка, имея в виду, что в какой-то момент нам придётся перестать говорить и начать показывать.
Похожая штука с политикой: в ней не всё можно сказать — есть часть, которую можно только сделать. Любые попытки убеждения в политике, будь то агитационный разговор или программа реформ, упираются в это фундаментальное ограничение.
<…> Вы можете подвести человека к открытому согласию с вашей политической позицией. Но если за этим согласием не следует политическое действие, то оно только усиливает фрустрацию: вроде все всё поняли, а ничего не происходит и не меняется. Хуже того, завтра этого же человека может так же обратно переубедить ваш оппонент.
По этой же причине комментаторов политики бесполезно спрашивать, что будет дальше и что нам делать. Не потому, что они недостаточно умны, а потому, что ответы на эти вопросы невозможно произнести, их можно только сделать. <…>
Сейчас мы находимся в ситуации репрессивного запрета на политические действия и можем явно ощущать эту границу на себе. <…> Деятельность публичных интеллектуалов и блогеров теряет смысл, как только упирается в необходимость инфраструктуры для действия.
Поэтому на постоянный вопрос «что делать?» я отвечаю, что как только у меня появится ответ, я начну это делать и позову вас присоединиться».