Филолог, преподаватель Ася Штейн в издании «Reforum» пишет:
«В XX – начале XXI вв. в России дважды предпринимались попытки масштабных либеральных школьных реформ. Не будет преувеличением сказать, что тектонические сдвиги в российском обществе сопровождались, а отчасти и предвосхищались самыми смелыми и передовыми педагогическими идеями. Но прогрессивные образовательные реформы в России не просто ни разу не были доведены до конца, но и были остановлены в тот момент, когда начали работать и приносить ожидаемый результат.
Личностно ориентированная педагогика, вариативность образования, диалог учителя и ученика – всё это неминуемо ведёт к воспитанию свободной, думающей, личности. Именно этого боятся тоталитарные режимы, которым требуются «винтики» с набором универсальных навыков и умений, необходимых для обслуживания военной и административной машины.
Образовательная реформа не была понята и принята в массе своей ни родительской, ни учительской общественностью. Главными её адресатами оказалась интеллигенция и средний класс в крупных городах: консервативная глубинка не была готова к радикальным переменам. Учителя не стремились разобраться в нововведениях и всеми правдами и неправдами продолжали учить по старинке, родители поддерживали их в желании работать старыми проверенными методами.
Величайшей ошибкой реформаторов было не дать школам реальной (а не декларируемой) независимости. Мелочный контроль, как финансовый, так и содержательный, горы отчётности, беспрецедентно зависимое положение учителей и особенно директоров – всё это сделало практически невозможным любой эксперимент, любой отход от утверждённой программы.
При этом в крупных городах (Москва, Санкт-Петербург, Казань, Екатеринбург, Новосибирск) всё ещё есть авторские школы, которые продолжают развивать педагогические принципы и ценности, и хоть этих школ в масштабе страны исчезающе мало и судьба их в недалёкой перспективе выглядит не слишком радужной, они могли бы стать ресурсными центрами, когда откроется окно возможностей для проведения полномасштабной реформы».