Доктор психологических наук, заслуженный профессор МГУ Александр Асмолов в интервью «Новой рассказ-газете» рассказывает о том, что сейчас происходит с людьми:
«Когда я вглядываюсь в происходящее в России, в том числе в ее столице, в действия и поступки людей, их лица, то вспоминаю исследование Бруно Беттельгейма с парадоксальным названием «О психологической привлекательности тоталитаризма». Оно посвящено разбору символических и реальных травм в жизни людей и поколений, переживших Вторую мировую войну. Именно Беттельгейм объясняет, во-первых, истоки поведения людей в тоталитарном обществе, во-вторых, риски непонимания этого поведения представителями различных западных культур.
<…>
Сознание многих моих соотечественников в ситуации роста репрессий, запрета на иную мысль, иное мнение, иную гражданскую позицию, могучего тоталитарного контроля становится феноменологией закрытого сознания. Непроницаемое сознание — это очень опасная вещь. Оно оборачивается неврозами, депрессиями и потерями своего «я».
Если рядом происходит трагедия, в результате которой человек идентифицируется со страданиями людей, оказавшихся в условиях катастрофы, если он испытывает при этом беспомощность от того, что ничем им не может помочь, то он с высокой вероятностью впадает в депрессию. В подобной ситуации если мы в буквальном смысле скажем, что не можем больше жить и действовать, то мы тем самым будем сами превращать себя в жертв всепобеждающего страха.
Совсем другое дело, когда люди радуются горю других людей. Тогда мы сталкиваемся с чудовищными проявлениями некрофильской радости, в которой проступает особая форма извращенного гедонизма — удовольствия от ужаса, разрушения, кошмара, случающегося с другими людьми.
<…>
То, что происходит с сознанием людей в последнее время, приводит к ситуациям резкого роста агрессивных паттернов поведения. Сегодня в потоках человеческой коммуникации возросли агрессия и жестокость; увеличилось число немотивированных, импульсивных преступлений. В ситуации кризиса появляются признаки страшного явления — расчеловечивания. Вспомните замечательные строки Булата Окуджавы: «Святая наука — расслышать друг друга, сквозь ветер, на все времена»… А мы сегодня разучиваемся видеть проявление человечности в других людях. За этим стоит феномен тяжелой экзистенциальной катастрофы, утраты чувства планетарной идентичности. Мы оказались в ситуации всероссийского невроза.
<…>
Люди, употребляющие термин «когнитивный диссонанс», зачастую упускают из виду, что ценностный диссонанс куда более мощно определяет поступки людей, чем когнитивный. И за спорами между теми, кто уехал, и теми, кто остался, как и между многими другими конфликтами, разрывающими межличностные связи, проступает прежде всего ценностный диссонанс. Обратите внимание на классическую формулу: «Платон мне друг, но истина дороже». Всегда ли мне ближе истина, чем Платон? Я могу не соглашаться с той или иной позицией, которую занимают мои друзья, но от этого они не перестают быть моими друзьями. Человек в его полноте, в его ценностях, его радостях и горестях мне куда ближе, чем те превратившиеся в идолы истины, ради которых начинались крестовые походы, шли войны между Севером и Югом, проливалась кровь и люди начинали уничтожать друг друга…
Поэтому я говорю о ценностном диссонансе, который сегодня раскалывает наше общество. При этом я прежде всего опираюсь на классическое произведение «Природа предрассудков» Гордона Олпорта, одного из самых мудрых исследователей в области психологии личности и социальной психологии. Именно Олпорт натолкнул меня на необходимость жесткого выделения самой сути ценностного диссонанса: преобладание верований над знаниями. Он говорил: «Человечеству во много раз легче расщепить атом, чем преодолеть свои собственные предрассудки».
И именно в ситуации ценностного диссонанса мы оказались на историческом этапе развития нашей цивилизации. В техническом прогрессе, в интеллектуальном прогрессе мы подымаемся порой к самым вершинам, но при этом очень часто остаемся рабами собственных предрассудков».