будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
конспектПолитРу
Июль 6, 2025
Конспект

О всероссийском неврозе и ценностном диссонансе

Доктор психологических наук, заслуженный профессор МГУ Александр Асмолов в интервью «Новой рассказ-газете» рассказывает о том, что сейчас происходит с людьми:

«Когда я вглядываюсь в происходящее в России, в том числе в ее столице, в действия и поступки людей, их лица, то вспоминаю исследование Бруно Беттельгейма с парадоксальным названием «О психологической привлекательности тоталитаризма». Оно посвящено разбору символических и реальных травм в жизни людей и поколений, переживших Вторую мировую войну. Именно Беттельгейм объясняет, во-первых, истоки поведения людей в тоталитарном обществе, во-вторых, риски непонимания этого поведения представителями различных западных культур.

<…>

Сознание многих моих соотечественников в ситуации роста репрессий, запрета на иную мысль, иное мнение, иную гражданскую позицию, могучего тоталитарного контроля становится феноменологией закрытого сознания. Непроницаемое сознание — это очень опасная вещь. Оно оборачивается неврозами, депрессиями и потерями своего «я».

Если рядом происходит трагедия, в результате которой человек идентифицируется со страданиями людей, оказавшихся в условиях катастрофы, если он испытывает при этом беспомощность от того, что ничем им не может помочь, то он с высокой вероятностью впадает в депрессию. В подобной ситуации если мы в буквальном смысле скажем, что не можем больше жить и действовать, то мы тем самым будем сами превращать себя в жертв всепобеждающего страха.

Совсем другое дело, когда люди радуются горю других людей. Тогда мы сталкиваемся с чудовищными проявлениями некрофильской радости, в которой проступает особая форма извращенного гедонизма — удовольствия от ужаса, разрушения, кошмара, случающегося с другими людьми.

<…>

То, что происходит с сознанием людей в последнее время, приводит к ситуациям резкого роста агрессивных паттернов поведения. Сегодня в потоках человеческой коммуникации возросли агрессия и жестокость; увеличилось число немотивированных, импульсивных преступлений. В ситуации кризиса появляются признаки страшного явления — расчеловечивания. Вспомните замечательные строки Булата Окуджавы: «Святая наука — расслышать друг друга, сквозь ветер, на все времена»… А мы сегодня разучиваемся видеть проявление человечности в других людях. За этим стоит феномен тяжелой экзистенциальной катастрофы, утраты чувства планетарной идентичности. Мы оказались в ситуации всероссийского невроза.

<…>

Люди, употребляющие термин «когнитивный диссонанс», зачастую упускают из виду, что ценностный диссонанс куда более мощно определяет поступки людей, чем когнитивный. И за спорами между теми, кто уехал, и теми, кто остался, как и между многими другими конфликтами, разрывающими межличностные связи, проступает прежде всего ценностный диссонанс. Обратите внимание на классическую формулу: «Платон мне друг, но истина дороже». Всегда ли мне ближе истина, чем Платон? Я могу не соглашаться с той или иной позицией, которую занимают мои друзья, но от этого они не перестают быть моими друзьями. Человек в его полноте, в его ценностях, его радостях и горестях мне куда ближе, чем те превратившиеся в идолы истины, ради которых начинались крестовые походы, шли войны между Севером и Югом, проливалась кровь и люди начинали уничтожать друг друга…

Поэтому я говорю о ценностном диссонансе, который сегодня раскалывает наше общество. При этом я прежде всего опираюсь на классическое произведение «Природа предрассудков» Гордона Олпорта, одного из самых мудрых исследователей в области психологии личности и социальной психологии. Именно Олпорт натолкнул меня на необходимость жесткого выделения самой сути ценностного диссонанса: преобладание верований над знаниями. Он говорил: «Человечеству во много раз легче расщепить атом, чем преодолеть свои собственные предрассудки».

И именно в ситуации ценностного диссонанса мы оказались на историческом этапе развития нашей цивилизации. В техническом прогрессе, в интеллектуальном прогрессе мы подымаемся порой к самым вершинам, но при этом очень часто остаемся рабами собственных предрассудков».

читайте также
Конспект
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Конспект
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).