Доктор философских наук, аналитик Дмитрий Михайличенко пишет:
«Все руководители пяти республик Центральной Азии (Казахстан, Узбекистан, Кыргызстан, Туркменистан и Таджикистан) прибыли на Парад Победы в Москву. Похоже, у них другого выбора и не было: не только из-за позиции Москвы, но и из-за позиции Пекина. В прошлом году никого из руководителей этих, как и других зарубежных государств, на Параде Победы не было, но тогда была несколько иная диспозиция. На повестке были санкции, риски контрсанкций, политическая элита Центральной Азии думала о том, как бы деликатно обойти ситуацию. Все это есть и сейчас, но в мае 2023 года уже нет возможности отсидеться, переждать и отойти в сторону и отказаться от настойчивого приглашения из Москвы.
Помимо символического значения празднования Дня Победы на Красной Площади, у каждого из глав республик Центральной Азии могут быть свои мотивы для визита в Москву: Казахстан имеет значительный экономический потенциал, но зависимость от России достаточно велика. «Нейтральный» Туркменистан может продавать газ либо в Китай (во многом в счет уплаты долга за построенный газопровод), либо через Каспий с учетом интересов Москвы и Ирана. Главе Узбекистана нужно переизбраться на новый срок, руководителю Киргизии нужны российские деньги, а президенту Таджикистана важно пристраивать своих мигрантов в российскую экономику и, вероятно, в очередной раз заручиться одобрением по поводу передачи власти своему сыну.
Однако мотивы каждого в отдельности – дело второстепенное. Главное - то, что Пекин и Москва решили демонстрировать всему миру свой стратегический альянс. Такой альянс двух соседей не оставляет руководству республик Центральной Азии никаких возможностей «увильнуть» и сыграть в многовекторность. Влияние Турции на Центральную Азию переоценено: амбиции интегрировать тюркские народы в общность есть, но реализация - умеренная. Фактическое влияние США на процессы Центральной Азии слишком незначительное: деньги Вашингтон в этот регион вкладывать не готов, а нравоучениями про демократию и права человека местных автократов типа Рахмона или Мирзиеева можно раздражать и пугать, но поставить на западную сторону не получится.
В октябре 2022 года тот же глава полуфеодального Таджикистана Э.Рахмон настойчиво, даже с раздражением, публично попросил главу России не относиться к республикам Центральной Азии как к республикам бывшего СССР, то есть как к своим подданным. А остальные лидеры стран региона сидели и молчали, одобряя, конечно же, такой подход. Но в 2023 году реальность поменялась. Москва и Пекин демонстрируют альянс, а республики Центральной Азии – его неотъемлемая часть: им просто некуда деваться. Таджикскому князьку или киргизскому наместнику роль слуги двух господ привычна уже давно, однако и мощным в экономическом плане Казахстану и Узбекистану придется подчиняться этим реалиям, хотя, конечно, не сразу и не полностью. А Туркменистан останется нейтральным только стилистически, но никак не фактически».