Александра Архипова в своем телеграм-канале «(Не)занимательная антропология» пишет о традиции советских граждан «обмывать покупку» или «проставляться»:
«В 1960е годы антрополог Джордж Фостер, изучая мексиканских крестьян, описал концепцию «ограниченного блага». Крестьянское сообщество — это закрытая система, существование которой зависит от ограниченных природных и социальных ресурсов деревни и прилегающей местности. <…> В такой системе человек может улучшить свое положение только за счет других — если кто-то берет себе большой кусок от общего пирога, остальные с неизбежностью получат меньше. Улучшение чьего-либо благосостояния нарушает общий «баланс», и воспринимается как угроза не конкретным людям, а всему сообществу.
В культуре «ограниченного блага» существуют механизмы, позволяющие восстановить нарушенный баланс. Преуспевший человек может нейтрализовать возможные последствия своего возвышения, вернув сообществу его «долю» с помощью некоторых ритуальных трат. Так, от богатого крестьянина в латиноамериканской деревне ожидается, что он будет спонсировать пышные фиесты и обильно угощать односельчан.
<…> Похожая логика управляла поведением и советских граждан, потому что поздняя советская экономическая система поддерживала у них представление об ограниченности благ.
Первым фактором, поддерживающим такую установку, была ограниченность ресурсов. Советский человек жил в экономике дефицита. Повседневные практики, такие как стояние в очередях, «доставание» дефицитных товаров, их ограниченный отпуск в одни руки, постоянно напоминали потребителю о том, что общие ресурсы недостаточны.
<…> Советская система распределения благ поддерживала представление о том, что человек наделяется благом, а не приобретает его в результате собственной экономической активности. Единым агентом, распределяющим доли «пирога» между разными категориями граждан, было государство, а гражданин выступал в роли пассивного получателя своей «доли» — квартиры, дачи, путевки в санаторий или продуктового набора.
Поэтому советские люди чувствовали необходимость символически поделиться лишним благом со своей группой, чтобы не нарушать баланс и не вызывать зависть».