В журнале «Дискурс» вышла статья журналиста Алексея Бодяшкина о том, как должен измениться левый дискурс в России:
«Cлабость современной контркультуры и отсутствие адекватной пропаганды классового сознания привели к тому, что мы видим сегодня. <…> Forbes публикует новые рейтинги, Tatler живописует свадьбы и балы леди и джентльменов, а какая-нибудь школьница из Камышина, наблюдая за всем этим, думает «вот бы и мне… так же!» <…>
Если в начале нулевых все массово искали — и чаще всего находили — у себя дворянские корни <…>, то недавно в этих историях стали появляться отсылки к культурной связи с советской интеллигенцией. Представителям буржуазного класса важно опираться на некий культурный бэкграунд в прошлом <…>. Альтернатива находится поблизости: надо взять такую же красивую упаковку, но завернуть в неё будущее, а не прошлое.
Как только проект будущего окажется привлекательным, а герои этого проекта заговорят доступным языком, шансы разломать стену капитализма заметно вырастут. <…> Массовая культура — и не только массовая — должна усиливать акцент на людях будущего. Они, заметим, не имеют ничего общего ни с «маленькими людьми» XIX века, ни с безумными уберменшами в духе Ницше или Юнгера. Суть в том, чтобы удовлетворить запрос на адекватный, привлекательный образ героя-строителя, способного если не на подвиги, то хотя бы на что-то кроме рефлексии и созерцания хтонического мрака.
Человек труда <…> может и должен обрести поддержку, но только не в буржуазных верхах, а среди тех лидеров общественного мнения, которые настроены по отношению к буржуазному классу критически. <…>
В сегодняшних условиях затеять коллективное нечто, тем более с классовой подоплекой, куда сложнее, потому что атомизация сделала нас инертными. Однако призыв к объединению творческих усилий — это всё же ключ к успеху альтернативных социальных моделей, потому что лучшее рождается только снизу, заражая общество азартом и позволяя ему ощутить свою субъектность.
<…>Сегодня ростки творческого левого дискурса не так уж и малочисленны (от групп «РОМ» и «Джанни Родари» до всевозможных лекториев о советском искусстве), но для успешного противостояния культурной гегемонии аудитория таких проектов должна вырасти в сотни раз, приобретая именно классовые установки и не ограничиваясь вопросами экологии и прав меньшинств <…>. Контркультура может развиваться только снизу, и никогда — по воле государства».