будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
конспектПолитРу
Июль 1, 2025
Конспект

Общественные договоры в постсоветской России

Telegram-канал «Наивная Политология» пишет:

«Сегодня аналитики вновь стремятся определить условия взаимодействия государства и общества, что требует учета прежних моделей. В постсоветской России власть договаривается с элитами и населением раздельно, в итоге интересы режима, системы и демоса обычно находятся в антагонистичных отношениях.

Первый общественный договор в постсоветской трактовке минархизма и неолиберализма звучал так: природную ренту получает верхушка капиталистического класса - олигархия, но население имеет возможность без страха государственного преследования и неподъемных налогов развивать экономику, формировать капитал, участвовать в политической жизни страны: выборах, демонстрациях, протестах. На теоретическом уровне система казалась достаточно устойчивой, однако на деле в ситуацию вмешался крах советской экономики, обнищание населения и усилившаяся в 1970-е криминализация общества вследствие отсутствия в СССР рыночной экономики, породившего полноценную мафию как союз цеховиков, силовиков и партийных деятелей, и, во вторую очередь, погружением огромной части населения страны в мир тюремного уклада. В итоге перехода капитала и власти к криминалу, главный запрос общества в 1990-х прямо противоречил сути первого общественного договора: пересмотр итогов приватизации на более справедливый.

Второй общественный договор стал ответом крупного капитала на левый запрос в обществе и в значительной мере связан с осмыслением номенклатурой кризиса 1998 года: государство обеспечивает обществу стабильность, защиту от криминала, в то время как общество отдает часть прав и свобод. Власть получила возможность оттеснить социалистов и провести крайне правые реформы, которые ранее блокировал парламент. При этом пришедшая в начале нулевых "стабильность" - это, скорее, естественный по экономическим причинам, чем вызванный внешним вмешательством процесс, однако режим воспользовался приписыванием ему данной заслуги и произвел Первый удар (2003-2004) в борьбе за активы с противостоящими олигархическимим группами - ситуация, повторявшаяся неоднократно в 20-м веке: для борьбы с левыми запросами капитал приглашает "варяга" - представителя феодальной группы с авторитарными правопопулистскими идеями. Тот наводит "порядок", но итогом становится подчинение капитала "варягам" и скатывание в диктатуру. <…>

Третий общественный договор сформировался на основании правых запросов после грузинской кампании: государство имеет право на любые действия, но предоставляет обществу право Гордиться. Следствием стал Второй удар (2008), жертвами которого стали жители и элиты Дальнего Востока и Калининграда: в антикризисные меры было включено повышение пошлин на подержанную автомобильную и сельскохозяйственную технику в рамках монополизации и централизации экономики с построением госкапитализма и концентрации в руках режима распределительной функции. Источники доходов региональных элит переходили под контроль центра: теперь регионы стали поставлять налоги в центр, а затем получать субсидии сверху. На уровне элит договор зазвучал как: никакой самостоятельности, всех содержит центр на свое усмотрение».

читайте также
Конспект
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Конспект
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).