Экс-глава фракции «Справедливой России» в думе Астраханской области Олег Шеин в издании «RTVI» пишет:
«Отличие РПЦ от других христианских церквей заключается в том, что она исторически находится в управлении государства. Отец первого монарха из династии Романовых, Федор Романов, был патриархом Всея Руси. При Петре Первом патриарха вообще перестали избирать. Вплоть до революции Русской православной церковью управлял Священный синод. Его членов назначал император, а в состав Синода включался специальный правительственный чиновник, который и руководил всеми учреждениями, включая церковные суды. Все иерархи церкви находились на зарплате от государства.
Для сравнения, папский Ватикан никогда не был подчинен ни одному правительству, а скорее конкурировал с ними за политическое влияние. Протестанты со своей аскетической этикой вообще построены по принципу общин. Англикан как бы возглавляет король, но вот только управляет страной парламент. У суннитов после крушения Османской империи религиозные лидеры утратили единого государя, который представал в роли халифа, а у шиитов в Иране именно имамы стали основным проводником антишахской зеленой революции.
Вовсе не случайно — о чем нынче не принято вспоминать — ленинский Декрет об отделении церкви от государства был с энтузиазмом воспринят частью православных интеллектуалов, которые увидели в нем возможность строительства самостоятельного института, занятого именно духовным просветлением жестокого общества. Однако эта музыка играла недолго. Уже в конце 20-х годов движение “обновленцев” пришло в упадок: советскому государству независимый церковный институт был не нужен.
Дальнейшая история всем известна. И мы, конечно, видим противоречие между христианской миссией и государственными интересами. Государство, как мы знаем со школьной скамьи, это про “машину подавления правящим классом классов угнетаемых”, а не про Нагорную проповедь из Евангелия».