Политик Олег Шеин в издании «RTVI» пишет:
«Запрет абортов никак не обеспечивает рост рождаемости. Скорее наоборот. Но вопрос об ограничении права на образование возник вовсе не случайно.
В Эфиопии на женщину в среднем приходится 4,4 ребенка. Но если женщина в этой стране получает высшее образование, то коэффициент падает до вполне европейских 1,8. Сказанное верно и в отношении Ганы, и Кении, и любой другой страны.
Соответственно, даже не ограничение абортов, а запрет на университет и в идеальном варианте на школу становится основным идеологическим консервативным посылом стране. <…>.
Попытки преодолеть демографическую яму через возврат в прошлое, когда женщина была человеком второго сорта, а детей избивали в школах за незнание Ветхого завета, обречены на неудачу. На практике, как показывает опыт “традиционных стран”, рождаемость скорее быстрее будет обваливаться.
Но если ставится цель не роста рождаемости, а контроля и подчинения граждан, то она как раз может быть достигнута. Никогда не будет свободным общество, в котором половина населения имеет особые ограничения в правах.
Означает ли сказанное выше, что вопрос о демографии формирует только ультраконсервативную повестку? Нет. Демографический спад представляет собой действительно серьезную проблему. Нам не нужен рост населения, но не нужен и его спад. Мы не можем быть уверены, что изменения в технологиях обеспечат замену человеческого труда машинным. Старение и вымирание общества помимо прочего означает еще и развал пенсионной системы и дальнейшую деградацию права на пенсии.
Решение демографической задачи как раз лежит в русле сочетания широких социальных программ и невмешательства престарелых чиновников в то как строит личные отношения молодежь. Опыт той же Европы и Восточной Азии демонстрирует, например, что спокойное отношение к детям вне брака увеличивает в современном обществе общую рождаемость, а запрет абортов в долгосрочной перспективе рождаемость снижает.
В России приняты важные программы поддержки материнства. По объему затрат они даже превосходят лучшие европейские. Но только программ недостаточно. 40% женщин объясняют свое решение не иметь детей бедностью, и 38% политической нестабильностью. <…>.
Дети — это долгосрочная позитивная стратегия, выбор на всю жизнь. Комфортная социальная среда, твердый финансовый достаток и уверенность на годы вперед лежат в основе этого выбора».