Экономист, глава совета директоров НАУФОР Олег Вьюгин в интервью изданию Forbes говорит:
«Россия превращается в котел, замкнутый с точки зрения всей экономики. Единственное взаимодействие с миром — это внешняя торговля. Я так понимаю, что довольно много финансовых ресурсов вернулись в Россию или остались в России. Сейчас оттока капитала нет практически, он минимален. Раньше как действовала российская экономика? Продавала очень много сырьевых ресурсов — большая выручка, формировался профицит платежного баланса. И этот пар сдувался за счет того, что по линии инвестиционных счетов деньги вывозились из России. Через торговлю она их зарабатывала, через инвестиции они уходили, и таким образом поддерживался некий внутренний баланс. Более того, государство еще сберегало часть выручки от экспорта через стабилизационные фонды.
Сейчас ситуация резко поменялась. Россия продолжает получать выручку от продажи энергетических ресурсов — и в номинале, в общем-то, не меньше, чем было раньше. Но отток капитала схлопнулся. Это означает, что государство перестало собирать резервы. Все тратится. В результате в России оказалось довольно много денег. Они не вытекают из этого котла, они все варятся в этом котле. Поэтому фондовый рынок растет как на дрожжах: люди покупают акции компании, которые я бы не стал покупать. Это все выглядит так, что просто деньги девать некуда. Но это не инвестиционная стратегия. Московская биржа недавно заявила, что на фондовом рынке появился особый класс инвесторов — “хайнеты”. Это очень-очень богатые игроки, которые оперируют десятками миллиардов долларов на рынке.
Очень много людей, у которых большие деньги, поэтому они пускают их в оборот: что-то тут делают, строят, покупают, продают. Соответственно, эти деньги сейчас толкают инфляционные процессы в России. Это чревато тем, что мы можем оказаться в ситуации гонки зарплат и цен. Собственно, мы в ней уже находимся. Людям больше платят, в том числе из-за дефицита трудовых ресурсов. Бедным семьям стали платить за их отцов, детей, которые участвуют в СВО, то есть у них тоже появились деньги. И получается, что везде растет зарплата, а производство-то особо не растет. Производственные потоки идут в первую очередь в оборонный сектор, а он не производит товары народного потребления. То есть деньги тратятся, а товары не возникают. Отсюда повышенный спрос на импорт. А повышенный спрос на импорт при том уровне экспорта, который есть, приводит к девальвации рубля. Девальвация рубля — это всегда в России повод для корректировки цен прежде всего в сфере услуг, а затем уже и в сфере товаров народного потребления, что мы и видим».