Искусствовед, куратор, основатель и директор Мультимедиа Арт Музея Ольга Свиблова на youtube-канале «Forbes» говорит:
«Мысли уехать у меня не было никогда. И сейчас нет. Я предполагаю, что жизнь — это жизнь, и, как известно, не зарекайся. Но я хочу жить здесь, я знаю историю всех уехавших, тем более уехавших из нашей страны. Мы плохо прививаемся, просто плохо прорастаем. Я не хочу жить там, где меня раздражает. Знаешь, свое не раздражает — это как в своей семье люди иногда ходят утром в неглиже, и это нормально, это родное. И ты знаешь, как свести что-то с чем-то, как ребенка лохматого причесать. Когда ты приходишь в чужой дом, то это — чужой дом.
<…>
Я ни в одной стране и ни в одном мире не буду чувствовать себя укорененной до конца. Потому что даже чтобы разобраться в том, что было во Франции во время Второй мировой войны, мне понадобилось сделать выставку. Я могу битву под Сталинградом или блокаду Ленинграда, или битву под Москвой рассказать по дням. Но я понятия не имела, что происходило во Франции. И я придумала проект, и два года его делала. Я объехала весь мир, собрала все архивы: Норвегия, Африка, Азия, все. Мы это показывали в Новом Манеже, к нам на выставку приехал весь Европейский совет.
У каждой страны своя война. Это первое. Второе: итоги этой войны — они меняются. И ты ничего не сделаешь. Потому что, например, если архивы Норвегии будут показывать в каком-нибудь 2058 году, это будет по-другому звучать. Но когда мы положили эти архивы, [то увидели, что] темы во время войны одинаковые. Неважно, в какой коалиции, какая страна. Дети на войне, женщины на войне, руины, которые ты вообще одни от других не отличаешь, борьба с коллаборационизмом, культура на войне, артисты, которые нужны солдатам — все одинаково. Это был колоссальный опыт. Вот как могло возникнуть, что весь мир оказался во что-то втянут? Это вчера было! Это закончилось только в 1945 году. Черт побери, еще сто лет не прошло. Это будет возникать».