Историк и политолог Иван Курилла, участник нашего проекта «После», пишет:
«1. Спор идет среди не такой уж маленькой, но всё же небольшой прослойки российского общества, у которой был такой выбор (перед большинством людей — никогда не имевших даже загранпаспортов — такой выбор не стоял).
2. Для тех, кто встал перед таким выбором в 2022 году, он был очень серьезным <…>. Причем "остаться" тоже было серьезным выбором, — учитывая массовый отъезд в этом слое любой оставшийся должен был задуматься, правилен ли его/ее выбор (и да, — для оставшихся жизнь вовсе не осталась той же, что раньше).
3. Поскольку выбор настолько серьезен, его правильность надо постоянно подтверждать, это психологически понятно. Часть уехавших и часть оставшихся делает это, доказывая неправоту тех, кто сделал другой выбор.
4. Это небольшая часть, но она очень активна, а главное, для "оппонентов" особенно видна и как бы представляет всех других: для оставшихся — всех уехавших, для уехавших — всех оставшихся. В результате есть эффект, с которым я часто встречаюсь: уехавшие жалуются, что на них "нападают" оставшиеся, а оставшиеся — что их "третируют" уехавшие. Каждый такой текст провоцирует резкий ответ, в результате раскол и взаимное непонимание растут.
5. Расколы в обществе, конечно, есть, — но они проходят не по этому признаку. Главными я бы назвал отношение к будущему России и отношение к народу (одни противопоставляют себя им, другие думают "изнутри")».