И снова участник нашего проекта «После» историк Иван Курилла с дельной мыслью:
«Иногда одни люди не понимают, зачем другие люди так старались (и до сих пор стараются) назвать по именам палачей сталинской эпохи. Мол, уже и людей тех нет, и, мол, потомкам неприятно, и, мол, новые проблемы и новая катастрофа уже творится.
Но вот это неразличение палачей и их жертв, перевод разговора в регистр общей вины и общей жертвенности прямо у нас на глазах приводят к новому неразличению. Опять "весь народ виноват" (или весь народ — "жертва Путина", что методологически одно и то же). Мне кажется, что если бы мы успели разобраться поименно, кто соучаствовал в репрессиях, кто был жертвой, а кто "оставался лояльным", не попав ни в ту, ни в другую категорию, — было бы проще сегодня оценивать состояние российского общества. Не было бы этих заполошных "восьмидесяти шести процентов", и разговор сразу можно было бы начинать с установления ответственности.
(Кстати, сегодня, может быть, стало понятнее и "всенародное одобрение казни наймитов и шпионов" с голосованием трудовых коллективов по всей стране — именно эта "картинка" смазывает представление о конкретных преступниках, распределяя вину на весь народ).
Так что к разговору о советских репрессиях еще придется возвращаться — та модель нам о многом может рассказать».