Журналист Александр Баунов – к годовщине смерти Горбачева:
«До этого начальники мычали, чмокали, скрипели, чтобы выдавить из себя деревянные слова, которыми никто не разговаривает в жизни. У Горбачева даже официальные речи были похожи на человеческий язык, а неофициальные — тем более. <…> И Раиса. Горбачев был женат не на родине, как любят автократы, а на женщине.
Кем был Горбачев для России, сегодня понять проще, чем полгода (уже полтора) назад. Сегодня нельзя говорить многое, что вчера было можно. А при нем стало можно говорить то, что вчера было нельзя. И это был взрыв необыкновенного счастья.
Подобно Руссо и французским просветителям, Горбачев исходил из того, что человек по природе добр, и только общество может сделать его злым. Что если дать человеку свободу, он непременно воспользуется ею на благо, и если улучшить общество, человек обязательно станет добрее. Каждый раз, когда человек пользовался данной ему свободой не на благо, от Карабаха до Владивостока, Горбачев, как будто не веря своим глазам, пробовал снова. В этой наивной вере корень его ошибок. Но это единственная вера, которую хочется разделять».