Политолог, президент Фонда «Петербургская политика» Михаил Виноградов пишет:
«Основные события школьной жизни в период после второй мировой войны
1949. Введение единой школьной формы
1954. Отмена введенного в 1943 году раздельного обучения мальчиков и девочек
1956. Отмена установленной в 1940 году платы за обучение в старших классах и средних учебных заведениях
1958. Введение обязательного 8-летнего образования
1966. Отмена обязательной работы 2 дня в неделю учащихся 9-10 классов на производстве и сельском хозяйстве в счет оплаты школьного образования
1967-1970. Введение в школах начальной военной подготовки (отменена в 1962 году)
1970-е годы. Переход от массового изучения немецкого к изучению английского в рамках курса иностранного языка.
1972. Введение обязательного среднего образования
1984. Школьная реформа. Загадочное мероприятие, установившее номинально 11 классов (с де-факто перепрыгиванием через класс), обучение 1 день в неделю рабочим профессиям, придумывание словосочетания "день знаний"
Конец 80-х – начало 90-х. Постепенное смягчение ряда требований (отказ от школьного обучения по субботам, обязательности школьной формы, упразднение военной подготовки).
1984. Изменение школьной формы для старшеклассников
1991. Кончина пионерской и комсомольской организаций.
2009. Введение ЕГЭ как единственной формы выпускных экзаменов
2012. Введение учебного модуля «Основы религиозных культур и светской этики»
2014. Введение обязательного ОГЭ по окончании 9 класса
2020. Дистанционное обучение во время пандемии
2022. Введение «разговоров о важном», что бы под ними ни подразумевалось
2023. Введение в школах НВП в рамках модуля ОБЖ».