Участник нашего проекта «После» журналист Юрий Сапрыкин — в интервью изданию Sota:
«Многие, если не все, культурно-просветительские проекты были нацелены на просвещенную аудиторию. Мы говорили, преимущественно, с людьми, которые читали русскую классику и слушали лекции про нее. С теми, кто этого не делал, мы не научились взаимодействовать, а Лотман, например, это умел. Отсюда возникает вполне резонное чувство вины, что мы что-то не сделали либо сделали что-то не так.
Это правда, но не вся. Потому что Лотман читал лекции по телевизору в совершенно другой стране, с совершенно другим социальным устройством. И читал он их ровно в тот момент, когда появилось окошко некоторых исторических надежд. Во-многом связанных с открытием неофициальной, несоветской русской культуры. С ней связывались надежды перестройки, что мы будем жить в цивилизованной, европейской стране, что государство не будет заниматься унижением и террором ни своих, ни чужих граждан, что всё перестроится на основаниях права и морали.
Слово русской интеллигенции, которая осуществляла связь с несоветской культурой, приобрело огромный вес и аудиторию. Сейчас этого нет — мы не видим массового общественного запроса на просвещение. Если этого запроса нет, наивно полагать, что мы, просветители, всех обхитрим и успешно транслируем это знание тем, кто не очень хочет вникать и разбираться. Для того, чтобы в обществе появилось такое побуждение, сперва надо решить другие проблемы: бедности, безысходности, отсутствия перспектив, коллективной социальной депрессии, свойственной вовсе не московскому фейсбучному кругу, а малым городам и поселкам городского типа.
Могла ли что-то для этого сделать так называемая интеллигенция? Если бы чуть больше усилий было потрачено не на создание сервисов доставки, а для быстрого переобучения людей и их трудоустройства онлайн, то, может быть, они вздохнули чуть легче в масштабах страны и вспомнили про то, что у них был Пушкин. Но невелики надежды на то, что перед людьми в нынешнем состоянии неравенства можно выступить в качестве Лотмана и они тебя услышат. Соловьева они услышат лучше, потому что он кричит, разгоняет эмоции и давит на вещи, связанные с объективными бедами и бытовым неустройством этих людей. Поэтому, если есть эта вина, она в том, что мы ничего не смогли сделать с этими бедами и неустройством».