Член совета директоров Европейской ассоциации политических консультантов Игорь Минтусов пишет:
«Очередные поправки в закон «Об основных гарантиях избирательных прав граждан» снова затруднят участие оппозиции в выборах
В конце марта, без особого привлечения внимания, в ГосДуму был внесен законопроект об очередном изменении выборного законодательства. <…> Хотя изначально данный законопроект должен был урегулировать лишь специфику выборов в новых субъектах РФ, большинство поправок распространяется и на другие регионы.
Важная часть поправок относится к предвыборной агитации:
1. Впервые устанавливается запрет на проведение агитации через интернет-ресурсы, доступ к которым ограничен Роскомнадзором. Ранее российские политики активно использовали все доступные социальные сети для проведения предвыборной кампании. Но сейчас доступ к ресурсам компаний Meta (внесена Минюстом в реестр экстремистских организаций – Полит.Ру) <…>, а также к Twitter, ограничен из-за того, что эти платформы были признаны экстремистскими организациями. Несмотря на то, что провластные политики уже покинули эти платформы, оппозиционные продолжают активно использовать их. Такое ограничение переводит всю интернет-агитацию в подконтрольное государству интернет-пространство. Выборную агитацию на интернет-ресурсах россиян, признанных иноагентами, проводить будет также нельзя. <…>
2. Устанавливается минимальный размер добровольных пожертвований участникам выборов —3% от всероссийского МРОТ (487 руб. на настоящий момент). Непонятна причина подобного решения. Зато это негативно скажется на проведении краудфандинговых кампаний, которыми пользуются оппозиционные кандидаты. Основа краудфандинга – это не крупные пожертвования, а прежде всего маленькие суммы. <…>
3. С 2019 года дистанционное голосование масштабируется и вводится в разных регионах России, различные ведомства и министерства работают над повышением легитимности данного вида голосования. Недавно в ЦИК сообщили о возможном применении ДЭГ на выборах в 22-х субъектах в этом году. В этой связи закон «Об основных гарантиях избирательных прав граждан» подгоняется под политическое решение, связанное с расширением использования ДЭГ повсеместно в стране. Если ранее на участках должно было быть не менее 70% печатных бюллетеней, то сейчас это ограничение планируется снять. Избиркомы будут определять самостоятельно необходимое им количество бумажных бюллетеней. Как мы уже неоднократно писали, особенностью российской версии ДЭГ является невозможность со стороны наблюдателей от оппозиционных кандидатов и общественных наблюдателей контролировать подсчет голосов. <…>
Получается, что в случае принятия поправок к закону «Об основных гарантиях…» ДЭГ, при котором невозможно контролировать результаты подсчета голосов независимыми наблюдателями, продолжает победное шествие по России, а способ голосования бумажными бюллетенями на физических участках будет постепенно вытесняться ДЭГом. Таким образом, эта поправка еще больше затруднит работу независимым наблюдателям за подсчетом голосов при ДЭГ».