будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
конспектПолитРу
Май 18, 2025
Конспект

Панченко о культе Победы

Антрополог Александр Панченко опубликовал в эстонском издании Postimees текст, посвященный анализу своеобразного культа, выстроенного в современной России вокруг памяти о Великой Отечественной войне.

«…масштабные официальные ритуалы, связанные с памятью о Второй мировой войне, появились в СССР довольно поздно — только в эпоху Брежнева. Государственный проект по созданию развитой системы "советской обрядности" был задуман еще при его предшественнике Хрущеве и с разной степенью успеха воплощался в жизнь на протяжении всех последних советских десятилетий. Однако ритуалы военной памяти даже на этом фоне занимают особое место.

Вероятно, "память о войне" вообще была не столько дополнением, сколько своеобразной антитезой идеологии ожидаемого коммунистического рая. Чем меньше люди верили в наступление "светлого будущего", чем условнее и декоративнее казались им партийные ритуалы, тем больший ореол подлинности окружал праздник 9 Мая и другие военные даты. <…>

В 1990-е годы и коммунистические, и военные обряды и мифы начали, казалось бы, довольно быстро исчезать из публичной жизни российского общества. Вскоре, однако, всё изменилось. Похоже, что Путин в начале своего правления представлял себя кем-то вроде князя Владимира Святославича, которому нужно выбрать и принять новую государственную религию. <…>

Уже не одно тысячелетие люди стараются выстроить со своими умершими предками и родственниками сложную систему ритуальных отношений, одновременно и сохраняющих связи, и проводящих границу между мирами живых и мертвых. Нарушение этих обрядовых норм и практик обычно создает общественную тревогу и растерянность. Поэтому ритуалы коммеморации — коллективного поминовения безымянных жертв войн, геноцида и массовых убийств — остаются значимыми для многих современных культур. И в позднем СССР, и в постсоветских странах эта значимость была вполне очевидной.

Не берусь судить о подлинных побуждениях Путина, его пропагандистов и политтехнологов, однако ясно, что в какой-то момент они осознали потенциал этих обрядов в качестве "точки сборки" российского общества. <…>

Довольно интенсивно "религия победы" использовала и советские художественные и публицистические клише, где фигурировали жестокие и бесчеловечные враги-нацисты, а также их жертвы, расстающиеся с жизнью или жестоко страдающие во имя счастья своего народа и потомков. В результате сложилась довольно стройная ритуально-мифологическая система, чье моральное значение для современных россиян объяснялось и генеалогически — при помощи образа предков, даровавших им возможность жизни, — и за счет конспирологических страхов, трактующих западное общество как постоянную угрозу социальному и моральному облику русских и россиян».

читайте также
Конспект
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Конспект
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).