Лаборатория публичной социологии рассказывает об исследовании социолога Максима Алюкова, которое посвящено связи недоверия к СМИ и уязвимости к пропаганде:
«СВО выявила ряд парадоксов, связанных с восприятием авторитарной пропаганды. В первые месяцы <…> многие с удивлением обнаружили, что хорошее понимание ситуации в Украине на основе личного опыта и информации от близких необязательно оказывается антидотом для пропаганды. <…> Даже исследователи часто исходят из допущения, что личный опыт и «народная мудрость» помогают людям относиться к пропаганде критически. Статья показывает, что это не совсем так.
Почему информация, которая доступна через личный опыт <…> редко ставит под вопрос достоверность пропаганды? Почему те, кто говорят о своем недоверии к государственным СМИ, одновременно могут доверять пропагандистским аргументам? <…>
Люди используют свой опыт, свою «память» избирательно, часто выбирая из нее ту информацию, которая позволяет подкрепить существующие установки <…>. Факты же, которые ставят эти установки под вопрос, наоборот, отсеиваются.
Несмотря на то, что разрыв между личным опытом <…> и репрезентацией событий в СМИ подрывает достоверность этих СМИ в глазах россиян, пропаганда извлекает пользу даже из этого недоверия. Пророссийские СМИ часто изображают «СВО» как столкновение между украинским правительством, движимым политическим расчётом, и «обычными людьми» в Восточной Украине, движимыми аполитичными и аутентичными интересами. И это резонирует с – и укрепляет – недоверие к СМИ и политике, и без того пропитывающее опыт людей.
И тогда – вот такой парадокс – опора людей на личный опыт для интерпретации политической информации начинает усиливать достоверность отдельных новостных историй, хотя и подрывает доверие к государственным СМИ в целом».