Журналист Дмитрий Трещанин пишет:
«Ни одни выборы в России не проходили по одним и тем же правилам. Каждый раз закон о выборах в Госдуму переписывали, иногда весьма радикально. Главное во всех проводимых экспериментах – каждое из них закрепляло лидерство одной партии. Депутаты сами назначили госфинансирование: сколько голосов партия получает, столько ей выделяет бюджет России. <…>
Но главное изменение было неочевидным и не вполне публичным, и оно тоже касалось денег. По формальным правилам партии могут тратить на выборы ограниченную сумму денег. Эта норма должна обеспечивать равенство на выборах. Но в тени этого предсказуемо появляется «черная касса». Наталья Морарь впервые описала, как это работало в 2007 году: все партии оказались под полным финансовым контролем Администрации Президента. Чиновники АП решали, кто из бизнесменов будет спонсором и какие суммы надлежало той или иной партии. <…>
На самом деле, согласно закону, Администрация Президента имеет скромный объем полномочий. Но фактически по значимости АП сравнится разве что с ФСБ. То, что происходит с Госдумой, многие системные оппозиционные партии – результат многолетней работы АП. <…>
Если говорить о верхней палате Парламента, в начале 90-х в Совет Федерации выбирали напрямую, а потом сделали ближе к власти: одно место губернатору, второе – спикеру местного парламента. Реформа Путина по замене губернаторов на представителей не встретила сопротивления и открывала ту же «черную кассу». Таким образом, места в Совете Федерации порой занимали люди, никак не связанные с регионом. Сенат постепенно наполнился лоббистами, отставниками, людьми с деньгами и даже откровенными бандитами (например, сенатор от Башкирии Изместьев сейчас отбывает пожизненный срок за заказные убийства). <…>
Зачем депутатам место в Парламенте? Их доход не ограничивается зарплатами, и интерес не только в депутатской неприкосновенности. Во-первых, крупным бизнесменам это помогает лоббировать свои интересы. Существенная часть поправок в законы, которая принимает Госдума, не касается политики, зато интересна с точки зрения заработка денег. Переделить рынок рекламы в свою пользу? Окей. Пролоббировать под лозунгами импортозамещения свою фирму, которая наклеивает лейбл «Сделано в России» поверх китайского бренда? Отлично! Вписать в госпрограмму вооружения армии ненужную, но дорогущую разработку? Просто супер! А кроме этого, есть дележка бюджета и распределение госконтрактов. В Госдуме есть целые фракции нефтяников, фармкомпаний, «Ростеха» и т.д. <…>
В интернете много смешных мемов о людях «вне политики». Проблема в том, что большая часть наших депутатов тоже «вне политики». Они просто ходят на работу и защищают свои финансовые интересы, а когда это требуется, нажимают одну кнопку. Остальное делается за них. Важные, влияющие на нашу жизнь законы пишутся в заинтересованных органах: ФСБ и Правительстве. Их дорабатывает АП. Все проходные инициативы тоже формулируют в АП. Иногда депутаты придумывают свои проекты, но чаще это для развлечения, чтобы упомянули в СМИ.
Наверное, ключевым этапом деградации Госдумы был закон Димы Яковлева. Ему уже больше 10 лет. За заправки в закон, ломающий судьбы тысячам самых беззащитных граждан России, голосовал даже один мертвый депутат (Вячеслав Осипов, не присутствующий во время голосования, о его смерти стало известно сразу после голосования во втором чтении). <…>
Беда для них в том, что члены Госдумы известны поименно, и то, как они голосовали, тоже записано. Вечно быть «вне политики» у них не получится».