Специалист по развитию образовательных проектов, руководитель «Школы навигаторов» Лика Чекалова рассказывает изданию «Говорит НеМосква»:
«Есть такое понятие, как глобальная грамотность — представление о мире в целом, как он устроен, как он функционирует. Какие вообще есть политические и социальные системы, системы производства, технологии, как они работают, как взаимодействуют. Формирование глобальной грамотности — то есть умения замечать разные системы и убеждения, исследовать их, видеть их истоки и возможные последствия их развертывания — дает человеку устойчивость в современном предельно разнообразном, многополярном мире, позволяет ощущать его своим и осознанно выбирать стратегии самореализации. <...>
Но, к сожалению, в России почти нигде не изучают, как устроена реальная ткань мира — при том что понятие глобальной грамотности включено в мировые образовательные стандарты. А это вообще-то основа системного мышления, и из-за его неразвитости становится невозможным решение большинства проблем. <...>
Я еще года четыре назад говорила: "Ребята, у нас наступает эпоха партизанского образования". Все попытки как-то официально обозначиться, засветиться на поле, которое государство считает своим, контрпродуктивны в текущей социополитической ситуации. Нужно, наоборот, уходить с радаров, растворяться в среде и быть максимально неформальными. И обязательно продумать стратегию перехода в цифровое пространство — а это барьер, у которого сейчас топчутся многие альтернативные школы. <...>
Еще году в 2011 или 2012, когда началось закручивание гаек и народ стал говорить: "Мы катимся обратно, в совок — надо Оруэлла читать", я тогда уже сказала: "Читайте “451º по Фаренгейту”, а не Оруэлла". Потому что борьба идет за образы будущего, за картины мира в голове, и в первую очередь она будет информационной. И вот мы уже наблюдаем в книжных иноагентов без обложек».