Политолог Дмитрий Михайличенко в телеграм-канале «Scriptorium» пишет:
«Российский социум аполитичен в своем абсолютном большинстве, однако эта позиция будет подвергаться коррекции властями в формирующихся условиях.
Базовым проявлением аполитичности является негативное отношение к политике («грязное дело») и выражение индифферентности к ней («политика меня не интересует»). <…>
При этом аполитичность выражается еще и в отсутствии интереса к наиболее сконцентрированным выражениям политического, таким как военные действия. В условиях продолжительной СВО власть уже не готова допускать таких настроений и делает акцент на патриотической консолидации и поддержке со стороны подавляющего большинства.
<…> Формирование нужных властям общественных настроений возможно за счет усиления патриотической компоненты. Патриот в общественном сознании воспринимает как тот, кто поддерживает свое государство, а государство, как известно, находится в условиях геополитической конфронтации. Политикой в широком и активном плане он может и не интересоваться, но его патриотизм делает его в большинстве случаев лояльным властям. Более того, патриотизм формирует перед ним долг: служение Родине.
Наряду с этим, социум планомерно, путем контроля власти над разными масс-медиа и дискурсами, будет погружаться в состояние идейной безальтернативности. В рамках нее социум может мыслить только в категориях политического языка, который сертифицирован властями и, как следствие, это будет работать на усиление безальтернативного патриотического лоялизма.
<…> Учитывая текущие реалии и стремление правящего класса пролонгировать свою власть такая переплавленная аполитичность – это вопрос времени. В условиях СВО социум живет лишь 15 месяцев, однако преобразовательные потенциалы для общественных институтов запущены очень серьезные. Эта работа в самом разгаре и далека до завершения.
И это значит, что через год или два социум будет, по крайней мере, еще менее альтернативным с точки зрения своих базовых политических воззрений, а прежняя аполитичность будет выражаться лишь в нежелании/отсутствии возможностей активно вмешиваться в политику, что лишь подчеркнет комфортную для правящего класса дистанцию и высокую управляемость обществом».