Научный руководитель Института проблем образовательной политики «Эврика» Александр Адамский в интервью изданию «Правмир» рассуждает о требованиях соответствия школ «Федеральной образовательной программе»:
«Проблема в том, что единая программа — это фантом, а в реальности и дети, и условия, и требования у родителей разные. Создать иллюзию формального единообразия можно, но это уходит из плоскости управления реальным процессом с реальными ориентирами и показателями в формальную отчетность. <…>
Все любят обсуждать то, что на поверхности. Дескать, единые программы убьют творчество учителя. Но творчество — как раз та самая песня, которую не задушишь-не убьешь. Каждый классный руководитель, если у него есть талант и творческая жилка, как-нибудь выкрутится, а мероприятие проведет для галочки. <…>
Когда у вас огромное количество школ, учителей, более 15 миллионов детей, и вы хотите, чтобы их учили и воспитывали по какому-то единому графику и плану, то делать это можно только на единой мероприятийной основе. Нужно создать обязательный для всех линейный процесс, чтобы в одно и то же время везде происходило одно и то же. <…>
Поэтому и ВПР, и всякие смотры строя и песни будут проводиться по единому графику. Отчетность-то теперь одна на всех, вы не сможете отчитаться, если у вас будет разнобой мероприятий.
В чем здесь педагогический подвох? Развитие ребенка происходит исключительно на основе произвольной деятельности, то есть, по собственной воле. И эта произвольность не может уйти, исчезнуть, она просто переместится в другое место.
Мероприятийность, помноженная на единообразие, выталкивает ребенка из системного учебного процесса, как пробку из бутылки, в неформальные среды.
Повезет, если они окажутся социально полезными. Но велика вероятность, что будет по-другому».