Экономист Владислав Иноземцев (внесен Минюстов в реестр иностранных агентов – Полит.Ру) пишет:
«В своё время В.Володин произнёс знаменитую фразу: «Есть Путин – есть Россия; нет Путина – нет России!». Бунт Е.Пригожина и арест И.Стрелкова, на мой взгляд, требуют пересмотра (или, по крайней мере, дополнения) этой максимы. Путин сейчас – нечто несомненно большее, чем Россия. Ему, чтобы быть патриотом, нельзя наносить ущерба, тогда как России – пожалуйста. И это не исключение, это правило. Мы пришли <…> к пониманию монархического характера патриотизма и к индивидуальной лояльности.
Можно, конечно, сказать, что так было уже давно – но, тем не менее, чёткое понимание этого обстоятельства многое объясняет. Если система построена на принципе самодержавия, все аксиомы управления радикально меняются. Коррупция и неэффективность перестают играть роль, если замеченные в них люди лояльны государю (что в российской истории встречалось много раз – можно вспомнить А.Меншикова или Г.Потёмкина). Человек может быть вором и предателем своей бывшей родины, какими являются многие руководители новоприсоединённых регионов – и это компенсируется преданностью новому «хозяину». Но даже боевой генерал, проливавший кровь за Россию и усомнившийся в мудрости вождя, уже никакой не патриот.
Насколько устойчивой может быть подобная система? Боюсь расстроить наших либералов, но она существовала в России столетиями, и мы возвращаемся к ней после не слишком большого перерыва – поэтому ощущения её скоротечности у меня нет. Россия – православная монархия, а никакая там не демократия. Даже суверенная. Кстати, где сейчас автор этого термина? Он ведь иногда тоже позволял себе нетрадиционные трактовки патриотизма...».