Член экспертной группы «Европейский диалог» Георгий Чижов в издании «Рефорум» пишет о судьбе спорных территорий на постсоветском пространстве в связи с СВО:
«За полтора года перспективы спорных территорий изменились коренным образом. Джинн простых силовых решений сложных проблем, выпущенный Кремлём из бутылки, отодвинул в сторону инструменты тонкой настройки. <…> (СВО актуализировала – Полит.Ру) проблему спорных территорий и непризнанных государств по всему миру, включая самую значительную – Тайвань, которую некоторые западные политологи считают потенциальным поводом для развязывания новой мировой войны. Однако для самопровозглашённых государств в сфере влияния РФ ситуация предельно упростилась.
Это уже почувствовал Азербайджан, фактический отвергнувший хрупкое равновесие, достигнутое после завершения боевых действий в ноябре 2020-го. Ряд мелких пограничных конфликтов, включая вторжение на несколько километров вглубь суверенной территории Армении; <…> фактическая блокада всё ещё населённого армянами Арцаха <…> – и полная неспособность России <…> хоть что-то этому противопоставить. <…> Жители Карабаха, ещё недавно видевшие в России мощного защитника, пожинают плоды своих иллюзий.
<…> Армянский премьер Никол Пашинян вынужден был признать Нагорный Карабах частью Азербайджана и настаивает сейчас лишь на создании международного механизма обеспечения прав и безопасности жителей региона <…>. Сам механизм с учётом настроений местных жителей и опыта поголовного выезда армян из ранее возвращённых под контроль Баку районов может и не понадобиться – следует ожидать массового исхода населения <…>.
<…> В Приднестровье уже осознали, в насколько неудобное положение поставила их <…> (СВО – Полит.Ру). В прошлом году всерьёз обсуждались возможности как вооружённой провокации РФ против Украины с территории Приднестровья, так и превентивной оккупации самопровозглашённой ПМР украинской армией <…>. После завершения (СВО – Полит.Ру) <…> у приднестровских элит, по всей видимости, не останется альтернативы постепенному сближению с Кишинёвом вплоть до реинтеграции в состав Молдовы на тех или иных условиях. <…>
Единственными спорными территориями, которые имеют существенные <…> шансы сохранить некое подобие государственной независимости после окончания <…> (СВО – Полит.Ру), остаются Абхазия и Южная Осетия. Этому способствует как этническое размежевание в регионах, так и непоследовательная позиция правительства Грузии в отношении Москвы после 24 февраля. Легко представить ситуацию, когда у «коллективного Запада» во главе с США, который вскоре может оказаться единственным модератором в этой части Южного Кавказа, просто не будет достаточной мотивации добиваться (защиты интересов Грузии – Полит.Ру). <…>
Впрочем, непонятно, кто возьмёт на себя бремя экономической поддержки Южной Осетии и Абхазии после утраты своих позиций Москвой. К тому же в случае скорой (до окончания <…> (СВО – Полит.Ру) смены власти в Грузии на более прозападную резко повысится вероятность принудительной реинтеграции мятежных автономий после вынужденного ухода России из региона».