Канадский историк и журналист Квинн Слободян пишет в The New Statesman о необходимости переосмысления нынешней политической реальности и концепций, которые определяют наше мировоззрение:
«Ставки для таких понятий как деколонизация и империя сейчас высоки как никогда. Учитывая то, в каком состоянии пребывает Всемирная Торговая Организация, которое больше напоминает вечную неподвижность, пришло время переосмыслить мировую политическую географию. Эксперты и политики любят говорить, что у человечества есть два способа существования: глобализация, которая пришла после 1989 года, и национализм, который набрал силу с 2016. Историк же видит на карте либо империи, либо нации. Несколько десятилетий назад политолог Хедли Булл заявил, что нам необходимо бороться с “тиранией существующих концепций и практик”, которая усложняет процесс осмысления новых политических форм. Мы сейчас находимся в таком плодотворном моменте, когда старые формы эволюционируют в новых условиях.
Нежелание большинства стран мира присоединиться к санкциям под эгидой стран НАТО против России вернуло актуальность дискуссии о “движении неприсоединения”. Некоторые сторонники рыночного фундаментализма предлагают возродить “Речь Посполитую”, выборную двунациональную монархию, которая существовала с 1385 по 1790-е годы; кто-то выступает за создание оси США-Британия, чей союз поможет перестроить мир на началах свободной торговли. Другие считают, что мир распадается на региональные блоки, которые также можно назвать “государства-цивилизации”. Придворный философ Владимира Путин Александр Дугин активно продвигает идею “расширенной Евразии”, которая набрала сильное влияние в ультраправых кругах по всему миру. Даже самый бестолковый представитель семьи Рой из сериала “Наследники” не прошёл мимо текущих проблем и рассказал избранному президенту о паневропейской альтернативе Европейскому Союзу под эгидой США, во главе которой будут стоять представителя дома Габсбургов.
Находясь в похожей точке невозврата почти 100 лет назад, австро-венгерский экономист Карл Поланьи с оптимизмом смотрел в будущее, где, по его мнению, на сцену должны выйти так называемые “прирученные или укрощенные империи”. Он считал, что мышление в стиле шмиттианского большого пространства (Großraum) национал-социалистов было ущербно в том, что касается иерархии рас, но положительно в том, что касается территориальных границ. Фашистское политическое устройство, ограниченное только Европой, вполне могло быть вполне жизнеспособным. За океаном Поланьи возрождал доктрину Монро, одну из первых внешнеполитических концепций США, связывая её с латиноамериканскими странами, а в рамках территориально-колониальных зон он предлагал установить британскую модель попечительства, которую сформулировал южноафриканский государственный деятель Ян Смэтс.
Тем не менее появление “укрощенных империй” далось слишком большой ценой – ценой континентального размежевания. Поланьи полагал, что подобные империи будут устроены по принципу автаркии, будучи свободными от давления универсалистских идеологий капитализма и социализма. Размышления по поводу будущего Европы не должны основываться на фантазиях восточноевропейских консерваторов, которые думали, что окончания Холодной войны обеспечить комфортное существование в рамках идеи “возврата к Европе”, предполагающего превращения всего остального мира в задний двор европейского континента. Не только страны Европейского Союза имеют колониальное прошлое – оно есть у всего мира. Как говорил британский социолог Гурминдер Бхамбра, самое большое препятствие на пути понимания деколонизации – это ложное убеждение, которое предполагало, что европейские государства “могли быть одновременно государствами-нациями и империями”. Перестав быть империями, они в полной мере смогли стать нациями. Для того, чтобы разобраться со своим колониальным прошлым, Европе потребуется нечто большое, чем символическое признание грехов прошлого. Специальный представитель ООН по расам и расизму Э. Тендаи Ачиуме выдвинула радикальное предложение, которое касается миграции как деколонизации: в качестве репарации своим бывшим колониями Европа должна снять все преграды на пути движения жителей колоний в свои бывшие метрополии».