Участник нашего проекта «После», главный редактор журнала «Россия в глобальной политике» Федор Лукьянов в издании «Российская газета» пишет:
«На следующей неделе в Санкт-Петербурге пройдёт второй саммит «Россия – Африка». Мероприятие долгожданное – первый состоялся в 2019 г., затем планы по наращиванию взаимодействия разрушила пандемия.
Сегодняшняя обстановка в мире такова, что от многих африканских руководителей сам по себе приезд на российский форум требует твёрдости и решимости – давление с Запада очень высокое.
Африка в целом показала высокую способность противостоять нажиму – большинство стран последовательно уклоняются от попыток вовлечь их в антироссийские конфигурации, сохраняя дистанцированную позицию. Её совсем необязательно следует толковать как пророссийскую, однако она явно противопоставлена западной. Россия как продолжатель СССР, который активно способствовал избавлению Африки от колониального гнёта, до сих пор пользуется во многих частях континента благожелательным отношением. И риторика о необходимости преодоления колониальных пережитков в международной политике, ставшая российской визитной карточкой с начала 2022 г., воспринимается там с одобрением. Однако помимо политической атмосферы существует практическая повестка дня огромного африканского сообщества, в центре которой вопрос – как обеспечить развитие, социальную стабильность, повысить общий уровень благосостояния.
Африка неоднородна, есть страны весьма влиятельные, есть довольно благополучные, некоторые реально борются за выживание в качестве дееспособных государств. Но для всех из них прикладные вопросы первичны, поэтому за политическими дискуссиями непосредственно следуют конкретные темы: продовольственная безопасность, инвестиции, образование, укрепление государственных институтов и так далее. Африка, несмотря на все свои проблемы, – перспективное пространство, идёт острая конкуренция за взаимодействие с ним. С участием бывших колонизаторов, а также Китая, Индии, Турции. Сидеть ждать Россию, если она не поторопится занять достойное место, никто не будет, какие тёплые чувства ни вызывала бы тень Советского Союза».