Политолог Владимир Гельман пишет в одной из социальных сетей:
«…массовое недовольство как фактор падения автократий является вторичным по отношению к конфликтам элит. По данным Геддес, Райта и Франц, лишь 30 % случаев крушения авторитарных режимов после WWII стали следствием массовых протестов (остальное — внутриэлитные конфликты). <…>
…массовые протесты не возникают на пустом месте — для них необходима серьезная организационная база. В отсутствие такой базы недовольные действиями режима, скорее, предпочитают выражать свое несогласие в одиночку доступными им способами (от ухода в беспробудный запой до эмиграции) и, говоря словами Хиршмана, предпочитают дешевый exit очень дорогому voice.
В российском случае мы не наблюдаем — по крайней мере, пока — ни внутриэлитных конфликтов (не стоит выдавать за таковые разборки в правящих группах вокруг передела власти и ренты — они были, есть и будут, но сами по себе режим не подрывают), ни тем более организаций, способных поднять значимое в масштабах страны число граждан на борьбу с режимом. Поэтому недовольные мобилизацией россияне вынуждены спасаться кто как может и меньше всего думают о том, как бы свергнуть режим, который, в свою очередь, предпринимает активные усилия по противодействию любым коллективным действиям».
С полным текстом записи Владимира Гельмана можно ознакомиться на канале «О стране и мире».