Журналист Владимир Кочнев пишет про компанию Wildberries на стайте September.media:
«История Wildberries начинается еще в далеких нулевых — в 2004 году. <…> В 2010 обычный интернет-магазин одежды перестроился под модель агрегатора-маркетплейса. В ее рамках компания не обязана на самом деле ничего продавать: она занимается обработкой заказов покупателей онлайн и приемом товаров на отправку покупателям. Это — платформа, которая берет процент с каждого проданного товара за свое использование.
Исследователь Ник Срничек описывает платформенную модель бизнеса как одну из наиболее склонных к монополизации. Чем больше продавцов на платформе, тем больше покупателей; чем больше покупателей, тем больше продавцов — сетевой эффект. Новым игрокам на рынке будет сложнее состязаться с уже распространенным сервисом. В 2020 году, во время ковидного бума онлайн-торговли, Wildberries взяла курс на стремительное расширение. Задачей было захватить недоступные для других рынки: отдаленные регионы, небольшие города с высокой стоимостью доставки. Для этого пунктам выдачи заказов необязательно было даже быть выгодными, по крайней мере в первое время: монополия на онлайн-продажи очень быстро окупится. <…>
Не всегда эффективно было открывать пункты самим: часто было проще продать франшизу и скинуть все риски на своего младшего партнера. В том же 2020 году компания начала продавать франшизы и предлагать партнерство — новоиспеченные владельцы ПВЗ обустраивают свои пункты, получают ренту в несколько процентов с каждого заказа, но несут все риски. Если трафик посылок сокращается и бизнес становится убыточным, то это — проблема исключительно партнера.
Кампания по расширению сети была беспрецедентной. Щупальца корпорации дотянулись до самых отдаленных мест. И немудрено: инициативным предпринимателям предлагали повышенные тарифы первые месяцы, бесплатные вывески и помощь с покупкой мебели согласно корпоративному брендбуку. Количество ПВЗ взлетело с менее чем с 2000 в начале 2021 до 28 000 в 2023 году. Половина этих ПВЗ — партнерские».