Автор телеграм-канала «Лаконские щенки» Никита Сюндюков пишет:
«Мне глубоко безразличны биографии и всякий биографизм. Вроде как любое повествование о чем бы то ни было требует: прежде, чем рассуждать о творчестве, будь добр опиши жизненный путь художника; прежде, чем говорить о произведении искусства, опиши его провенанс, контекст создания и историю купли-продажи. Так будет объективней, так слушатель поймет: пересечение каких именно социо-политических, культурно-исторических линий предопределили рождение того или иного факта культуры.
Для меня это все — презренная эмпирия. Мне глубоко плевать на пикантные подробности биографии Пушкина, совершенно безразлично, что там было у Достоевского в бане, и я никогда не соглашусь, что знание этих фактов позволит увидеть творчество гениев в некоем «истинном свете», каковой не виден при знакомстве с их произведениями вне какого-либо контекста.
Дело в том, что тлетворная установка на «биографизм» никогда не уведет пытливые умы дальше корзины с грязным бельем, в нем они и погрязнут; более того, будут считать, что из грязного-то белья шедевры и лепятся, а потому грязным бельем, сором шедевры в сущности и ограничиваются. <…>
Я бесконечно согласен с Прустом в его выпадах против метода Сен-Бёва: подлинную биографию художника стоит искать не в записках, не в склоках, не в обстоятельствах жизни, ведь подобное в конечном итоге всегда фиксируется чужим глазом, чужим слухом, клубком пересудов. Подлинная биография, подлинная история личности таится в творчестве, не в поступках; жизнь гения — не череда случайный событий и обстоятельств, складывавшихся вокруг него, но та цельность, которую он сумел или не сумел достигнуть в своих произведениях, ибо только здесь, наедине с собой, он мог быть вполне искренним».