Телеграм-канал «LogicaSocialis» пишет:
«Современное государство, а Франции это касается едва ли не в первую очередь, возникает как полицейское государство.
Задача полиции — сделать из страны полис и — по ложной этимологии — отполировать до блеска. Самому полису полиция была не нужна, он сам был своей собственной полицией — как считалось, хотя это и неправда, но что с того.
Полиция осуществляет активные действия. Когда дело заходит настолько далеко, чтобы устами М. Вебера объявить государство монополистом на насилие, это является урезанной формулой полицейского государства. Причем урезанной на две трети или три четверти, но отрезав в одном месте, Вебер добавил в другом. У него все монополии, все обладание властью и господством — это шанс. На одной стороне, где власть и господство, шанс на то, что удастся навязать волю. На другой стороне, где подвластные, дисциплина, шанс на то, что послушаются.
Этот шанс реализуется с вероятностью, отличной от единицы, причем, как вы уже догадались, отличной не в большую сторону.
Когда полиция от имени государства навязывает, а на другой стороне не обнаруживается повиновения, то есть хромает дисциплина, начинается конфликт, а если он продолжительный и вооруженный, это гражданская война.
Война же, как учил старик Гоббс, не акт битвы, а все то время, в которое сказывается воля к борьбе путем сражения.
Вводя понятие легитимного насилия, Вебер указывал на то, отчего у потенциально несогласных и бунтующих в государстве случается паралич воли. Они понимают, что над ними учиняют насилие, но принимают его как легитимное.
Но возможны ситуации прямо противоположного толка. Борьбы путем сражения нет не потому, что подвластные уверены в легитимности власти, а потому, что им навязали повиновение любыми другими способами.
Тогда по видимости в стране нет гражданской войны, а по сути она есть и только ждет своего триггера.
Тогда полиция оказывается передовым отрядом в войне государства с теми, кто не верит в его легитимность. Винить полицию за ее жестокость, преследовать ее за выполнение не более как своих обязанностей, приносить в жертву толпе может быть удачным тактическим ходом. Но причины происходящего не исчезнут, как не исчезают причины ни одной из войн во время перемирия».