Экономист Владислав Иноземцев на YouTube-канале «Живой Гвоздь» говорит:
«Допустим, вы ходите в магазин. Вот у вас рядом с домом есть магазин. Там хорошие цены, недорого. Туда вы доходите за 5 минут. И вдруг выясняется, что вы по какой-то причине говорите: "Нет, владелец этого магазина — редкая редиска, я туда ходить не буду, я буду на автобусе на перекладных ездить в магазин за 15 километров отсюда, где в полтора раза всё дороже". <…>
Неудобно. Вы переплачиваете за дорогу, у вас крайне неудобная логистика.
А потому, что в этом магазине дешево и хорошо, подбегают другие покупатели, так же всё благополучно покупают, а еще и дороже. Вот ситуация.
Но после этого выясняется, что новым покупателям тоже не всё удобно, и еще на них наложили какие-то дополнительные ограничения, и продавцу становится хуже. Но становится позже. Вот, собственно говоря, эта картина. <…>
В первый год европейцы заплатили за энергоносители дополнительно 800 миллиардов евро. <…> Это минус из кармана Европы, но частично потребителей, в большей мере правительств. Но при этом, пока эта вся перестройка происходила, Россия получила дополнительно порядка 200 миллиардов. Вот чистый трансфер богатства в триллион евро. <…> У Европы убыло, у России прибыло. Это первый год, неудобства. <…>
Потом вы купили машину, вы прекрасно катаетесь в дальний магазин, а, соответственно, люди, которые приезжали в этот магазин, уже разочаровались в своих покупках и теперь уменьшают спрос.
Второй год: потолок нефтяных цен, снижение экспорта, необходимость большего плеча перевозок. В результате доходы бюджета проваливаются на 40 %. Европейцы по-прежнему платят больше, но, с другой стороны, уже исчезает этот навес цен, рынок будет заполняться. <…> То есть этот рынок сбалансируется. Может быть, к этой зиме, может быть, к следующей, но он сбалансируется.
Россия в Европу со своими энергоносителями не вернется, и ситуация придет опять-таки в прежнее состояние, когда цены будут приблизительно как до кризиса. Но у России, естественно, будет меньше денег. Вот, собственно, это вопрос времени».