Чрезвычайный и Полномочный Посол в отставке, профессор кафедры дипломатии МГИМО Сергей Крылов в интервью изданию «Россия в глобальной политике» говорит:
«У Сталина было такое выражение – «головокружение от успехов». Думаю, в НАТО – и прежде всего американцы – возомнили о себе очень много после распада Советского Союза, роспуска Варшавского договора, исчезновения СЭВ, образования новых государств и так далее. «Мы победили в холодной войне», – они на самом деле были уверены в том, что победили. Тех времена породили много разных штампов – например, что Россия «стояла на коленях», а потом начала вставать и другие. Я считаю, что на коленях мы никогда не стояли. Да, нам было тяжело и плохо, но о том, что мы были коленопреклонёнными, по крайней мере у нас в министерстве, речи не шло. Думаю, что в то время на Западе думали, что могут решительно всё. И тогда произошёл ментальный слом старого НАТО к новому.
Ещё одна вещь, которую тоже надо учитывать и которая особенно ярко сейчас проявилась, – пришло новое поколение, новые люди, которые не жили тогда, которые не помнят того, что было тогда, которые по-другому воспитаны.
Тут надо отдать должное американцам: они таки сумели воспитать европейскую элиту, полностью послушную себе.
Никуда не денешься – это на самом деле произошло. Сейчас вы не найдёте ни одного европейского лидера, ни одного более-менее заметного европейского политика, который бы не был стопроцентно проамериканским. Уже в конце 1990-х – начале 2000-х гг., когда я работал в Германии, они смотрели на Америку очень внимательно, хотя и не до такой степени. Тем не менее – было совершенно естественным, что перед назначением нового посла в Россию он едет в Штаты проконсультироваться, что и как делать, как себя вести. И теперь осталось никого в Европе, особенно это касается Германии, кто бы стопроцентно (ментально, по крайней мере) не подчинялся тому, что ему говорят из Вашингтона. Вспомните, недавно Борис Писториус, немецкий министр обороны, был в Штатах – короткий визит, буквально несколько часов – то ли совместная пресс-конференция, то ли что-то в этом духе с американцами. Помимо общих слов он там сказал совершенно ярчайшую фразу, которая характеризует не только его, но и всех остальных европейцев: «Я дитя холодной войны. И я привык слушаться американцев». Куда же дальше? Просто шедевр».