Учитель истории Владимир Максаков в интервью изданию «Черта» рассказывает, как история преподается в российских школах:
«В обществе должны быть поводы для гордости, пресловутая позитивная повестка. Если их нет в дне сегодняшнем, то их ищут в прошлом. Так возникает знаменитое и <…> глубоко порочное словосочетание — «надо гордиться тем-то». <…> Гордиться мы можем только тем, что сделали сами. Написал сочинение на «отлично» — можешь смело собой гордиться. Но какое ты имеешь отношение к гордости за героев Сталинградской битвы, например? Вообще никакого.
История становится не школьным предметом, а крайне насыщенным идеологизированным полем, где происходит битва за историческую память, за поиск поводов для гордости. История — последнее, за что хватается утопающая идеология, если у нее нет своих поводов для гордости. Так мы выходим на уровень, где историю пытаются обелить, сделать белой и пушистой, хотя она меньше всего в этом нуждается.
<…> У авторов учебников есть спущенная сверху установка показывать, что Россия никогда не вела завоевательных войн. Например, нужно говорить, что Северную войну, где Россия формально была агрессором, она вела за утраченные когда-то территории. Другая установка — показывать, что со всеми трудностями нашей стране удавалось бороться благодаря народному патриотизму. <…>
Другой пример: в самом, на мой взгляд, достойном из последних учебнике по истории XVIII века Игоря Курукина нет понятия экспансии, нет представления, что Россия создавала колониальную империю. Судя по всему, у автора учебника стояла задача показать, что никакой колонизации не было. Хотя на самом деле Россия вела вполне агрессивную внешнюю политику. <…> Некоторые темы не освещены, потому что они свидетельствуют о слабости государства.
Подписание пакта Молотова — Риббентропа, насколько я знаю, в школе обычно подают как просто договор о ненападении, но при этом совершенно не объясняют, зачем нужен был еще секретный дополнительный протокол о разделе сфер интересов.
<…> Вместе с тем пока еще есть возможность, особенно в частных школах, просить родителей покупать на «Авито» или в букинистических магазинах старые учебники, которые не переиздаются, их школа не может заказывать, потому что они довольно ветхие. Например, я прошу покупать, если есть возможность, «Историю Средних веков» Арона Гуревича и Дмитрия Харитоновича, изданную в конце 1990-х и больше не переиздовавшуюся. Также можно найти симпатичные учебники нулевых, на мой взгляд они более адекватные.
<…> Но здесь есть ловушка — единый для всех экзамен, а это почти автоматически означает, что учебник пишется в том числе с расчетом на сдачу ЕГЭ. Это первый шаг к тому, чтобы учебник был один. Это жесткая и хитрая политика в области образования, которая минимизирует вариативность учебников.
<…> Мне трудно представить себе современного, хорошо ориентирующегося в интернете школьника, который бы полностью поддавался такой идеологизации. Но все упирается в степень индоктринации. Возникнет ли у него желание проверить, что говорил учитель на уроке? Я не уверен. Но очень надеюсь, что нам, учителям, позволят сохранить хотя бы ту степень независимости, которая есть у нас сейчас».