Издание «Re:Russia» опубликовало обзор, посвященной изменениям в экономической логистике России с начала СВО:
«Объем коммерческих грузовых перевозок в России не рухнул по итогам 2022 года, а в 2023-м даже начал расти <…>. Однако эти цифры скрывают, пожалуй, самую масштабную структурную перестройку торговой логистики в истории России. До <…> (СВО – Полит.Ру) ее крупнейшим торговым партнером была Европа: на страны ЕС, Великобританию и Украину с Молдовой приходилось 42% российского внешнеторгового оборота. Из-за <…> (СВО – Полит.Ру) и европейских санкций грузооборот по этому направлению сократился на 40%. Большая часть экспортных и импортных потоков переориентировалась с северо-запада на юго-восток. В результате этих тектонических сдвигов предсказуемо выросли сроки поставок <…> и цены <…>.
Помимо географии, изменялась и структура транспортных перевозок. Так, морская логистика показывает прирост на 66% в тоннах и 11% в тонно-километрах. Это объясняется изменением географии работы перевозчиков и перераспределением потоков между видами транспорта. Например, перевозки воздушным транспортом, наоборот, рухнули на 61%. Грузовой авиации, более 70% грузооборота которой приходилось до <…> (СВО – Полит.Ру) на международные маршруты, из-за санкций пришлось сложить крылья. Автомобильный транспорт показал прирост на 1,8% в тоннах и 8% в тонно-километрах, что говорит о серьезном удлинении среднего плеча перевозки. Железнодорожные перевозки сократились на 1,5%. Тарифы при этом за год в среднем выросли почти на четверть.
<…> Параллельно разворот на восток совершала железнодорожная логистика. Во втором полугодии объем перевозок в восточном направлении <…> впервые оказался больше, чем в западном <…>. Однако, как и в случае с морскими перевозками, инфраструктура была плохо готова к возросшим объемам поставок. <…>
<…> Портовые мощности Дальнего Востока планируется увеличить на треть за три года. Другие важнейшие проекты — транспортный коридор «Север — юг» (строится с 1999 года; должен соединить Индию, Иран и Россию), развитие БАМа и Транссиба, а также Северный морской путь.
Впрочем, эти вложения нельзя назвать экономически рациональными. Во-первых, они носят компенсационный характер, то есть не связаны с увеличением грузопотока. Во-вторых, львиная доля российской экономики географически привязана к Европе. В Центральном, Северо-Западном и Приволжском округах, по данным Росстата, в 2021 году проживало 56% населения России, здесь производилось 62% российского ВВП, было сосредоточено 70% выпуска обрабатывающей промышленности, на эти территории приходилось 73% российского экспорта и 84% импорта. Если прибавить Южный федеральный округ, речь пойдет о производстве уже 69% ВВП <…> и потреблении 89% всего ввозимого в страну импорта.
<…> (СВО и санкции – Полит.Ру) лишают Россию ее основного исторического геоэкономического преимущества: близости к европейским рынкам и технологическим цепочкам. А инвестиции в новую транспортную инфраструктуру сопряжены с систематическим снижением рентабельности внешней торговли.
Помимо этого, нет никакой уверенности в том, что нынешняя геополитическая география российской внешней торговли сохранится в долгосрочной перспективе. С экономической точки зрения она настолько иррациональна, что возможное снижение напряжения в отношениях России и Запада приведет к новой переориентации торговых потоков».