будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
конспектПолитРу
Июнь 21, 2025
Конспект

Право на диалог

Филолог, создатель образовательного проекта «Ваганты» Ася Штейн опубликовала программу реформирования российского образования:

«В XX – начале XXI вв. в России дважды предпринимались попытки масштабных либеральных школьных реформ. <…> Тектонические сдвиги в российском обществе сопровождались <…> самыми смелыми и передовыми педагогическими идеями. <…> Это стремление превратить ребёнка из объекта педагогических манипуляций в субъекта, вокруг которого и для которого и создаётся учебный процесс, что подразумевает сотрудничество учителей и учеников, гибкость и вариативность учебных программ, выстраивание индивидуальной образовательной траектории ребёнка, деятельностный и проектный подход, неформальное отношение к детям.

Принятый в 1992 г. новый закон об образовании декларировал отказ от монополии государства на образование, провозглашал автономию школ главным принципом образовательной политики, <…> и давал педагогам право на творчество, а учащимся – право на выбор форм и профиля обучения. <…> Это был период школьного ренессанса в России, период ярких образовательных проектов, смелых экспериментов. <…> Со временем в России могла появиться яркая и разнообразная образовательная среда, где каждый мог бы найти подходящее место для себя и своих детей. Но этого не случилось.

<…> Причин, думается, несколько, и все они будут разобраны ниже, однако самая главная и очевидная – победа авторитаризма, а затем и тоталитаризма. Личностно ориентированная педагогика, вариативность образования, диалог учителя и ученика – всё это неминуемо ведёт к воспитанию свободной, думающей, личности. <…> И в конце 1920-х, и в начале 2020-х начинается стремительное свёртывание либеральных образовательных реформ и возврат к привычной для российского образования прусской системе, предполагающей полное единообразие образовательного пространства <…>. Всё индивидуальное, личное, спонтанное, не соответствующее стандарту в лучшем случае игнорируется, в худшем – жёстко искореняется.

Вторая, не менее важная причина в том, что образовательная реформа не была понята и принята в массе своей ни родительской, ни учительской общественностью. Главными её адресатами оказалась интеллигенция и средний класс в крупных городах <…>. Учителя не стремились разобраться в нововведениях и всеми правдами и неправдами продолжали учить по старинке, родители поддерживали их в желании работать старыми проверенными методами.

Третья <…> причина – непоследовательность. На протяжении 30 лет после начала реформ постоянно менялись министры, а вместе с ними – вводные и установки, и ни один задуманных проектов так и не был доведён до конца. <…> Думается, проблема была и с самой концепции реформы, которая пыталась совместить абсолютно несовместимые задачи: всё изменить, сохранив при этом всё как было. Величайшей ошибкой реформаторов было не дать школам реальной (а не декларируемой) независимости. <…>

<…> Важной ошибкой реформаторов перестроечной волны было отсутствие диалога не только с теми, кому эти реформы были адресованы, но и с теми, кто их должен был воплощать в жизнь, то есть с учителями. <…> Реформы проводились директивно, указами сверху, директоров и учителей школ просто ставили перед фактом, что со следующего учебного года в их работе произойдут те или иные перемены. <…>

Чтобы ситуация не повторилась, необходимо заранее подумать о том, как строить диалог с учителями, причём диалог не директивный и покровительственный, а равный и уважительный, чтобы каждый учитель мог почувствовать себя субъектом и соавтором реформ».

читайте также
Конспект
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Конспект
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).