Журналист Максим Трудолюбов пишет о том, как день памяти превратился в праздник:
«Государство может устраивать сколько угодно праздников и парадов, но это пустота, которая никогда не наполнится содержанием.
Отдельный разговор, почему <…> день 9 мая какое-то время был таким торжеством. Наверное, потому что власти совершили подмену, а общество ее приняло <…>. Поминки, тризна — это тоже, конечно, торжество, но люди ведь при этом не забывают, почему собрались. Оба моих деда, прошедшие войну, понимали 9 мая как день памяти. Ну и день воспоминаний, большую часть которых они оставляли при себе. И, конечно, помню с детства про «только б не было войны». <…>
Превращение в торжество именно этой даты было сделано еще от невозможности найти другую объединяющую дату или ценность. Что это обычно бывает у других? День независимости, освобождения, революции, коронации, день национального святого. У нынешней РФ ничего подобного нет. Царей убили, святых вынесли, освобождаться, кроме как от самих себя, не от кого. Нынешняя церковь (говорю, как человек, который провел там всю юность) — выхолощенная реконструкция чего-то такого, с чем нет живой связи. Досоветские традиции уничтожены, советские разделяют не все, вот и получаются люди без идентичности. Без общей идентичности. Все, что необщее, свое, индивидуальное — это отнять нельзя.
<…> Победа венчает какую-то борьбу, порыв, а российское общество уходит, исчезает, убегает, так что даже в случае успеха, там в итоге будет что-то другое, непобеда».