Политолог Дмитрий Михайличенко пишет:
«Сформирована точка зрения о полной бессубъектности российского социума: действительно, уровень конформизма и готовности принимать всё, в том числе и жесткие репрессии, очень высок, но возникает вопрос, есть ли пределы этому. Мое мнение — пока таких пределов не видно.
Консолидация общества и власти на условиях присутствия внешнего врага усилила рейтинги власти. С точки зрения властно-управленческих механизмов это как формирует, например, более терпимое отношение общества к недоработкам власти, так и ведет к занижению планки ожиданий. Не починили дорогу в районе — так сейчас же «всё для Победы!». Очень удобно для властей.
Жесткое, абсолютно бескомпромиссное стремление подавлять любое несогласие, вплоть до проявлений отдельного акционизма и осуждения СВО, задало ориентир для общества. Последней структурой, которая обладала возможностью массово организовывать протесты, была несистемная оппозиция. Последние такие масштабные митинги прошли в стране ровно два года назад, и они были жестко разогнаны, а их участники вынуждены были уехать из страны или получили реальные уголовные сроки. Эта "кость" в социальной субстанции властью была переломана, и новых твердых структур, на которые можно опереться и которые могут сдерживать принятие каких-либо непопулярных решений, сейчас просто нет.
Немаловажный фактор — это отток протестных и несогласных граждан за пределы страны. <…>
В каком случае общество может "встрепенуться"? В случае осознания неуспешности СВО? Навряд ли. Скорее, сделает вид, что верит всем нарративам власти, которая даже в этой ситуации объявит о достижении всех целей и своей победе. В случае новой волны мобилизации? Навряд ли. Хотя неприятные для власти импульсы будут заметны. В случае всеобщей мобилизации? Возможно, но она властям и не нужна — хотя бы потому, что нет такого количества центров подготовки мобилизованных и амуниции, а ущерб для экономики будет непоправимым.
Если ухудшения будут постепенными — социум будет пассивным или даже лояльным. В случае, если будет резкий обвал ситуации, "бурление" возможно, но только нужно учитывать, что нынешний российский социум — это общество, которое не хочет изменений правил игры, реформирования политической системы. Достаточно чтобы не было резких социально-экономических провалов, а к медленным и постепенным социум готов. Как и к режиму закрученных гаек и дальнейшей зарегулированности всего и вся».