Член СПЧ Екатерина Винокурова пишет в «Ярновостях» о предстоящей встрече Совета по правам человека при президенте с президентом:
«Никто не скрывает, что повестка будет «спецоперационная», хотя среди членов Совета есть люди, относящиеся к украинскому конфликту по-разному.
Вопросы, которые предстоит решить до самой встречи, — это не только тематика выступлений. В частности, члены Совета обсуждают целесообразность готовящегося мероприятия.
Пожалуй, самую радикальную точку зрения озвучил Генри Резник. По его мнению, пока идет спецоперация, встречу лучше вообще отложить, так как, хотя военное положение не введено (кроме четырех новых территорий), тем не менее принят ряд законов, установивших специфический режим в части соблюдения прав человека.
Другая позиция — это провести встречу, но, к примеру, в закрытом режиме, то есть без трансляции.
Наконец, третья позиция — проводить встречу, как и раньше, в открытом режиме с трансляцией и последующей публикацией стенограммы. <…>
Есть и другие проблемы. Например, некоторые обращения, которые поступают членам СПЧ, сильно расходятся с официальными сообщениями Минобороны, то есть могут быть признаны фейками, даже если это пишут реальные люди, способные доказать правоту своих слов.
Наконец, важно, будет ли блок вопросов о политических правах и, если да, то каким. Речь, в частности, о фактическом запрете антивоенных высказываний (даже в самой мягкой форме), о статьях об административной ответственности за «дискредитацию» Вооруженных сил России и спецоперации и уголовной — за «фейки».
Второй политически-правозащитный вопрос — это правовые основы вербовки заключенных в колониях в ЧВК (эта информация не была официально подтверждена ФСИН). Даже если эта система будет легализована, встает вопрос о согласии потерпевших на такое «искупление», а также о правовом статусе ЧВК, которые не входят в состав Вооруженных сил России. Об этом, вероятно, может заговорить Ева Меркачева.
Существует и блок «политических» вопросов, но с другой позицией: есть члены СПЧ, которые считают, что законодательство надо не ослаблять, а ужесточать в плане борьбы с той же русофобией за рубежом».
Хорошо, когда правозащитники требуют ужесточать законодательство. Вот бы еще пожарные начали что-нибудь поджигать, и началась бы у нас совсем райская жизнь.