Бывший управляющий Резервного (Центрального) банка Индии Рагхурам Раджан пишет в Project Syndicate о том, почему политические меры, основанные на популизме, так привлекательны для широких масс населения:
«После того, как старая ортодоксия была уличена в несостоятельности, а её сторонники потеряли доверие общества, перед неортодоксальными подходами распахнулись все двери. Несмотря на то, что нестандартное мышление может привести к интересным результатам, политические рекомендации должны быть доступны пониманию недоверчивого обывателя. Тут и лежат истоки неудачных популистских политических практик.
Если нам надо создать рабочие места, то почему не поднять размер пошлин для защиты рабочих? Если нам нужно тратить деньги, то почему их просто не напечатать (как предлагает современная монетарная теория)? Если мы хотим возродить промышленность, то почему не подчеркнуть опасность зависимости от Китая и предложить субсидии и другие стимулы компаниям для переноса своего производства на национальную территорию или территорию дружественных государств? Если нам нужно сделать финансовую систему безопаснее, то почему бы не поднять требования в отношении капитала банка ещё выше?
Из-за того, что либеральная ортодоксия была дискредитирована в глазах широкой публики, многие подобные политические рекомендации, которые раньше решительно отвергались, сейчас снова вышли на сцену. Однако, что тоже важно, привлекательность популизма, каким бы он не был или был успешным в прошлом, заключается в том, что он на первый взгляд кажется абсолютно правдивым и людям его легче понять. Как однажды колко сказал американский эссеист Генри Луис Менкен: “На каждую сложную проблему есть одно простое, понятное и неправильное решение”. В конце концов, разве кто-нибудь может поспорить с тем фактом, что протекционистские барьеры могут защитить некоторые рабочие места на внутреннем рынке? Несмотря на то, что рабочие места, спасенные новыми сталелитейными пошлинами, негативно скажутся на росте цен производства автомобилей на внутреннем рынке, что в итоге приведет к росту безработицы в автомобильной промышленности, чтобы это понять необходимо немного больше усилий – а это уже гораздо сложнее объяснить широкой публике».