Политолог Дмитрий Михайличенко пишет:
«В российском социуме сильно ощущение несправедливости, что является логичным следствием самого высокого уровня экономического неравенства в мире. При этом бюрократия, чиновники и аффилированные с ними лица воспринимаются как привилегированный класс, который контролирует природную ренту и получает основную часть поддержки государства и соответствующих материальных благ. Соответственно, этот класс и должен, в первую очередь, в представлении социума, мобилизовываться в трудные времена, в самом широком смысле этого слова.
Бюрократия видит эти общественные настроения: отсюда и такое активное желание региональных администраций заявить, например, о том, что их высокопоставленные чиновники (типа мэра Читы или вице-премьера правительства Башкирии) добровольно мобилизовались и ушли воевать. Эти случаи действительно можно ставить в пример — только какой процент они составляют от общего числа региональной бюрократии мужского пола в стране? Этот процент крайне небольшой, и новости о том, что какой-то поселковый депутат мобилизовался, здесь явно не подходят хотя бы потому, что еще совсем недавно кураторы внутренней политики хотели устранить весь этот поселковый уровень.
Одна из линий поляризации общества, чреватая расколом, пролегает по линии долженствования. Часть социума, в том числе и многие жители сельской местности, а также малых городов, принимают ее и считают, что служить Родине необходимо. Другая часть социума — в основном, образованные и жители мегаполисов, мыслят иначе (пацифистически, индивидуалистически, западноцентрически — тут не важно). Главное, что все они не готовы слушать риторику о том, что принадлежат государству и они ему, как говорится, по гроб жизни обязаны. Эта риторика бросает в дрожь образованную часть социума, вклад которой, между прочим, в экономическое развитие страны очень значительный.
К государствоцентризму и философии служения значительная часть социума не готова. Поэтому риторика о том, что граждане принадлежат государству, чревата ассоциациями с крепостничеством. В российском социуме, где и так ограничено значительное число свобод, насаждение такой риторики вредно и вызовет обратный эффект. Впрочем, судя по всему, правящий класс от нее отказываться не собирается и желает приучать к такому пониманию всех граждан страны или, точнее, своих подданных».