В колонке, опубликованной в американском журнале The Atlantic Михаил Шишкин, русско-швейцарский писатель, как и многие другие, пытается объяснить, что русская культура не причастна к текущим событиям и реакции россиян на них:
«...Только слова могут разрушить эту тишину. Вот почему в России поэзия всегда была больше, чем поэзия. Говорят, что бывшие советские заключенные свидетельствовали, что русские классики спасли им жизнь в трудовых лагерях, когда они пересказывали романы Тургенева, Толстого и Достоевского другим заключенным. Русская литература не могла предотвратить ГУЛАГ, но помогла заключенным выжить.
Российскому государству не нужна русская культура, если ее нельзя заставить служить государству. Советская власть хотела придать себе вид человечности и праведности, поэтому ставила памятники русским писателям. «Пушкин, наше все и конец!» раздавались со сцены в 1937 году, во время Великой чистки, когда даже палачи дрожали от страха. Режиму нужна культура как человеческая маска — или как боевой камуфляж. Вот почему Сталину был нужен Дмитрий Шостакович, а Путину — Валерий Гергиев.
<...>
Рабы рождают диктатуру, а диктатура рождает рабов. Есть только один выход из этого порочного круга — через культуру. Литература есть противоядие от яда русского империалистического мышления. Цивилизационный разрыв, который все еще существует в России между гуманистической традицией интеллигенции и русским населением, застрявшим в ментальности средневековья, может быть преодолен только культурой — и сегодняшняя власть сделает все возможное, чтобы этому помешать»