Проект «Re: Russia» пишет:
«В конце апреля совет директоров Центробанка принял решение сохранить ключевую ставку на уровне 7,5%, огласив при этом улучшенный прогноз в отношении ВВП России и инфляции: падение исключено, рост может составить 0,5–2% при годовой инфляции в 4,5–6,5% в 2023 году и 0,5–2,5% в 2024-м при возвращении инфляции к таргету 4%. Прежний прогноз предполагал диапазон от снижения ВВП на 1% до роста на ту же величину. В опубликованном 11 мая ежеквартальном докладе о денежно-кредитной политике регулятор более подробно объяснил свое решение и аргументы, лежащие в основе улучшенного прогноза.
Во втором квартале ВВП, по прогнозу ЦБ, может вырасти сразу на 4,2% — после спада на 2,3% по итогам первого. Но столь сильное изменение объясняется эффектом низкой базы прошлого года: во втором квартале 2022-го ВВП сократился на 4,1%. В дальнейшем рост будет скромным. По итогам четвертого квартала ЦБ даже допускает снижение ВВП на 0,5%.
Против российской экономики играет слабость экспорта и импорта, а главным драйвером роста должен стать внутренний спрос, в первую очередь со стороны домохозяйств, которые до этого придерживались сберегательной модели поведения. <…>
Спрос со стороны государства также будет высоким и поддержит инвестиционную активность. Инвестиции бизнеса останутся на уровне конца 2022 года — из-за «ограничений на инвестиционный импорт, закрытия ряда совместных проектов [с западными компаниями] и ограничения доступа к технологиям». Наиболее заметный рост инвестиций — в отраслях, которым требуется глубокая перестройка. Это строительство, обрабатывающая промышленность, сельское хозяйство, розничная торговля и водоснабжение. Инвестиционная активность привела к рекордной загрузке производственных мощностей (80,2%). Возможно, предприятия работают на пределе своих возможностей.
Улучшение прогноза связано с наблюдающимся в начале 2023 года ростом деловой активности по широкому кругу отраслей <…>.
Вместе с тем ЦБ признает, что важными факторами экономической динамики являются авансирование правительством государственных закупок и интенсивные вложения в инфраструктуру, нацеленные на расширение новых транспортных коридоров. На данном этапе Центробанк исходит из тех параметров, которые заложены в бюджет, то есть не учитывает текущего роста дефицита, но тем не менее относит бюджетную политику к факторам риска. Другими рисками позитивного сценария ЦБ считает возможность расширения санкций, а также напряжение на рынке труда и ускоренное восстановление импорта.
В 2024 году экономика, по прогнозу ЦБ, продолжит восстанавливаться и сможет вернуться на уровень четвертого квартала 2021 года. <…> Частные инвестиции снизятся. В 2022 году были сформированы крупные товарные запасы — их еще только предстоит распродать. Новые запасы бизнес будет делать осторожно, так как ему приходится иметь дело с продукцией новых брендов, востребованность которой не вполне очевидна. <…>
В 2025 году восстановительный импульс, согласно ожиданиям ЦБ, затухнет <…> Темп прироста ВВП стабилизируется в диапазоне 1,5–2,5% при инфляции в 4%».