Экономисты Робин Брукс и Саймон Джонсон пишут в Project Syndicate о проблеме экспорта западных товаров в Россию несмотря на санкции:
«Это отражается в американском экспорте в Среднюю Азию и на Кавказ, объем которого увеличился с 2.6 млрд долларов в 2019 году до 4.1 млрд в 2023. 60% этого роста пришлось на период с февраля 2022 года, что является верным признаком того, что экспорт этих товаров обходит санкционные ограничения. Экспорт из Японии в среднеазиатские и кавказские страны вырос на 67% за тот же период, а экспорт из Германии — на 72%. Это происходит во всех западных странах, где прямое участие принимают страны Средней Азии и Кавказского региона.
Когда вы все складываете вместе, то числа начинают казаться очень значительными. Например, прямой экспорт из стран ЕС в Россию упал примерно на 4 млрд долларов в месяц (с 8 до 4 млрд) сразу после февраля 2022 года. Однако экспорт ЕС в страны Средней Азии и Кавказа вырос с 1.5 до 2.5 млрд долларов в месяц. Это значит, что ‘утечка’ составляет около 25% (если разделить 1 на 4 млрд). Подобные оценки утечки — около 30% — по всей видимости, применимы и к экспорту машин и автозапчастей из Германии.
На Западе главный вклад в эту утечку вносят страны ЕС. Особенно выделяются Германия, Италия, Польша, Чехия и балтийские государства. В Средней Азии и на Кавказе реэкспорт западных товаров особенно заметен в Армении, Грузии и Киргизии. На их фоне выделяет Казахстан. Как и у остальных, в Казахстане наблюдался торговый бум сразу же после февраля 2022 года. Однако к середине 2023 года экспорт из Казахстана в Россию сократился до привычных показателей. По всей видимости, в Астане приняли решение выйти из схемы по реэкспорту западных товаров».