Участник нашего проекта «После», политолог Владимир Гельман пишет:
«В своей книге про «недостойное правление» в России я уделил много внимания «карманам эффективности»: тем государственным учреждениям, проектам и программам, которые вполне качественно функционируют посреди всеобщего упадка и разложения.
<…> Если и когда во главе «карманов эффективности» оказываются талантливые policy entrepreneurs, то такое сочетание может повлечь за собой «истории успеха»: порой яркие, но часто недолговечные – в качестве примеров такого рода я приводил советскую космическую программу в 1950-60-е годы и ВШЭ времен Кузьминова.
И вот совсем недавно сама жизнь дописала послесловие к этим главам моей книги. ЧВК «Вагнер» в сфере внешней и военной политики России долгое время функционировала ровно так же, как описанные мною «карманы эффективности» в сфере социально-экономической политики.
Она пользовалась политическим патронажем на самом высоком уровне, действовала вне рамок правил, обязательных для всех остальных, и снабжалась ресурсами в приоритетном порядке, а ее руководитель (как бы к нему ни относиться) оказался едва ли не самым талантливым policy entrepreneur за всю постсоветскую историю России.
Разница лишь в том, что автономия «карманов эффективности» в социально-экономической сфере носит условный характер и не может выйти за рамки делегированного им пространства для маневра. Но в военной сфере, где «винтовка рождает власть», автономия «карманов эффективности» порой может выйти за изначально отведенные им рамки, а policy entrepreneurs, которые добились своих целей в прежних рамках, могут расширить свои амбиции далеко за их пределы.
Из повседневной жизни мы знаем, что, когда карманы оказываются слишком полно набитыми, они могут порваться и стать дырявыми. Примерно это, похоже, и произошло с ЧВК "Вагнер"».