Культуролог Александр Эткинд в интервью «Новой газете. Европа» — о том, можно ли сравнивать верящих официальной пропаганде с сектантами:
«Сравнение вполне допустимое. Но здесь придется определить некие понятия — чем вообще пропаганда отличается от религии. Нынешняя российская пропаганда оторвана от действительности примерно так же, как оторваны от нее самые радикальные формы религии, которые обычно называют сектантством. Большие вселенские церкви за столетия своего существования, за многие поколения приспосабливаются к меняющейся человеческой реальности и к реальности природы — экономической, этической, психологической. К физической, наконец, реальности человека, к его рождению и смерти. А радикальные сектанты склонны отрицать эти реальности и строить свои системы на их отрицании. То есть на отрицании реальностей, очевидных здравому смыслу. Примерно так же действует и российская пропаганда. <…>
Сектанты работают с символами и текстами "больших религий". Они как бы паразитируют на "больших религиях". Но дают необычные интерпретации, радикальные, — я уже в который раз употребляю это слово. Эти тексты сами по себе проблематичны, кто-то верит в воскрешение или в Страшный суд, кто-то считает это иносказанием. А сектанты дают этим событиям еще более необычные, радикальные, часто буквальные интерпретации. Христианская религия постепенно приходила к тому, что тексты Ветхого и Нового заветов имеют метафорический характер: не будет всеобщего Страшного суда, Страшный суд — это метафора для человеческой совести, для внутреннего голоса. А сектанты, которые паразитируют на "большой церкви", возвращают этим мифам буквальное значение: именно так будет в реальности.
Примерно так действует и российская пропаганда, когда есть события, которые невозможно отрицать. Хотя многие события они всё равно отрицают. Или, наоборот, выдумывают. Но чаще они переиначивают подлинные события в радикальном ключе, уходящем от здравого смысла и от всякой реальности».